Эртман Екатерина
Применение инновационных элементов логоритмики в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют использования эффективных и инновационных методов, которые способствуют их полноценному развитию. Логоритмика — это метод коррекции, включающий синтез музыкальных, двигательных и речевых упражнений, который помогает развивать не только речь, но и психоэмоциональное состояние детей. В последние годы активно внедряются инновационные элементы логоритмики, в том числе с использованием современных технологий, что значительно повышает интерес детей и эффективность занятий.
Темочки:
Цели и задачи использования инновационных элементов логоритмики
Основной целью внедрения инновационных элементов логоритмики является интеграция технологий в процесс коррекционного обучения с целью развития речи, моторики и общей координации детей с ОВЗ.
Задачи применения инновационных подходов включают :
Развитие артикуляции, ритма и фонематического слуха.
Повышение мотивации детей к участию в занятиях.
Развитие общей координации и психоэмоциональной устойчивости.
Синхронизация речевых и двигательных действий через игровые элементы.
Примеры инновационных логоритмических упражнений, которые включают элементы современных технологий и подходов:
1. Упражнение «Цифровой оркестр»
Цель: Развитие координации речи, моторики и слухового восприятия.
Описание: используется планшет или интерактивная доска с приложениями, где дети могут нажимать на виртуальные музыкальные инструменты. Каждый инструмент закреплен за определенным слогом (например, барабан — «ба», пианино — «пи»). Логопед создает мелодию, а дети должны повторить ее ритм и произнесение слогов.
2. Упражнение «Караоке с движением»
Цель: Совмещение пения, ритма и движения.
Описание: логопед включает караоке (песни с простыми словами и ритмическими повторениями). Дети поют и выполняют движения, связанные с текстом (например, «Ладушки» — хлопки, «Колесики у автобуса» — вращения руками). Вариант: использование микрофонов -игрушек, чтобы усилить мотивацию.
3. Упражнение «Виртуальное путешествие»
Цель: Развитие воображения, речи и координации.
Описание: используя проектор или экран, демонстрируется виртуальное путешествие (например, лес, море, горы). Дети должны выполнять движения, соответствующие локациям: Лес — «шагают» по тропинке, проговаривая «ля-ля-ля». Море — «плывут» и произносят «шу-шу-шу». Горы — «карабкаются» с фразой «оп-па».
4. Упражнение «Живой квест»
Цель: Интеграция речи и игровой деятельности.
Описание: в группе создается маршрут с заданиями (найти игрушки, выполнить действия). У каждого этапа свои речевые задания: «Найди игрушечного медведя, сказав слово “мед-мед-мед”». «Собери цветы, повторяя: “расцвела-расцвела”». Задания выполняются под ритмичное сопровождение (хлопки или простая музыка).
5. Упражнение «Ритм на полу»
Цель: Развитие моторики и пространственного восприятия.
Описание: на полу с помощью цветной ленты создаются дорожки с ритмическими точками (например, круги, линии). Дети шагают или прыгают по этим точкам, проговаривая слоги или короткие слова. Усложнение: можно включить музыку и добавить задания на смену темпа или ритма.
6. Упражнение «Голосовой навигатор»
Цель: Тренировка правильного произношения и интонации.
Описание: детям предлагается управлять игрушечной машиной голосовыми командами: «Поехали вперед!», «Поверни налево!». Машинка движется только при четком и правильном произношении команд.
7. Упражнение «Ритмическая скакалка»
Цель: Развитие синхронности речи и движения.
Описание: под музыку дети прыгают через скакалку, проговаривая рифмованные строки: «Скакалочка, прыг-прыг, улетает, как шмель-жжик!» Усложнение: выполнение заданий на ускорение или замедление темпа.
8. Упражнение «Музыкальные лабиринты»
Цель: Развитие речи и ориентации в пространстве.
Описание: на полу создается лабиринт из линий. Каждая линия или поворот сопровождаются фразами: «Идем вперед — говорим “ля-ля-ля”». «Повернем налево — скажем “ту-ту – ту-ту-ту”». Задача — пройти лабиринт, соблюдая ритм и речевые указания.
Результаты применения инновационных методов
Применение инновационных элементов логоритмики позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы с детьми с ОВЗ :
Улучшаются артикуляционные и ритмические навыки, дети начинают более четко произносить звуки и слова.
Повышается мотивация к занятиям за счет увлекательных и современных форм работы, таких как караоке или виртуальные путешествия.
Развивается общая моторика и координация, дети учатся синхронизировать свои движения с речью.
Снижается уровень тревожности и повышается уверенность детей, так как игра и технологии делают занятия более увлекательными и доступными.