Татьяна Рыженкова
Применение инновационных технологий в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.
«Инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов. Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС — это система способов, приемов обучения и средств воспитания, направленная на достижение позитивных результатов за счет изменения личностного развития ребенка в современных условиях.
Публикация «Применение инновационных технологий в образовательной деятельности» размещена в разделах
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности.
В основном в педагогической практике применяются следующие инновационные образовательные технологии :
– здоровьесберегающие;
– технологии проектной деятельности;
– развивающие;
– коррекционные;
– информационно-коммуникационные;
– технологии исследовательской деятельности;
– личностно-ориентированные;
– игровые;
Рассмотрим каждую из представленных технологий.
Здоровьесберегающие технологии
Основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Формами работы являются: – гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика);
– занятия физкультуры;
– спортивные праздники;
– физкультминутки между занятиями, динамические паузы;
– прогулки;
– релаксация;
Проектная деятельность
Заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проекты различаются:
– по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
– по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
– по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).
С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Примеры форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий :
Занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т. ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
Практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. ИКТ в работе современного педагога это: подбор иллюстративного материала; обмен опытом, знакомство с периодикой; оформление групповой документации, отчётов, подбор материалов к занятиям; знакомство со сценариями; создание презентаций
Коррекционные технологии
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды коррекционные технологии :
– технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);
– арт-терапия;
– логоритмика;
– сказкотерапия;
– цветотерапия;
Познавательно-исследовательская деятельность
Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методами и приёмами организации данной деятельности является : беседы; – наблюдения; моделирование; фиксация результатов; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Личностно-ориентированные технологии
Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. Данный вид технологии, ставит в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Игровая технология.
Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; которые учат ребенка отделять вымысел от реального; которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Применение инновационных педагогических технологий способствует :
– повышению качества образования;
– повышению квалификации воспитателей;
– применение педагогического опыта и его систематизация;
– использование компьютерных технологий воспитанниками;
– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
– повышения качества обучения и воспитания.