Зульфия Алукаева
Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы – педагоги. И это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.
Рациональное введение информационных технологий в образовательный процесс позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дат возможность повысить эффективность и качество образовательной деятельности в ДОУ.
Публикация «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Информационно - коммуникационные технологии в ДОУ - это компьютер, интерактивная доска, видеокамера, проектор, телевизор, фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийная установка.
Основные формы использования ИКТ в работе воспитателя ДОУ :
1) для ведения документации,
2) для методической работы, повышения квалификации,
3) для работы с родителями,
4) в воспитательно – образовательном процессе.
Остановимся на 4 пункте - использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе:
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому мы создаем презентационные материалы с помощью программы Power Point. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, проектор, колонки, экран. Использование презентации позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия, повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень е понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Особое внимание хочу уделить цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», которую в нашей дошкольной организации я применяю в рамках дополнительного образования.
Что из себя представляет данная лаборатория: это компьютерная программа, брошюра с методическими рекомендациями под редакцией Е. А. Шутяевой по проведению занятий и настроек компьютерных сцен; восемь модулей - лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме :
1. Электричество
2. Сила
3. Свет
4. Пульс
5. Магнитное поле
6. Звук
7. Кислотность
8. Температура
В составе каждого комплекта имеется датчик в форме «Божьей коровки», который измеряет соответствующую физическую величину и набор вспомогательных предметов для измерений.
Игра с персонажем Наурашей в стране Наурандии помогает в игровой форме объяснить детям свойства и явления, расширить детский кругозор. Главный герой – мальчик Наураша - маленький гений, ученый, исследователь и конструктор, ровесник детей, увлеченный желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям, вместе с ним дети знакомятся с приборами для измерений и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Наураша переносит игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле). В игровой форме вместе с главным героем дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, создают электричество при помощи динамо – машины, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности.
Наши занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Кроме того, обеспечивается развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Такие занятия способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
При проведении занятий с использованием ИКТ важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
1. Занятия может проводить воспитатель или педагог, который несет ответственность за безопасность детей
2. Изображение на экране должно быть чётким и контрастным
3. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд – шоу, фотоальбомы) ещё 5 – 10 минут. (т. е. 17 минут)
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии.
Целесообразно использовать 3-4 раза в неделю.
При использовании мультимедийного проектора, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети должно быть 2 -2, 5 метра.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка до и после занятий, протирка полов после занятий.
Таким образом, признаем, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.