Людмила Никулина
Применение игровых технологий в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые педагогические технологии широко применяются в системе обучения и развития дошкольника.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах НОД происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи,
Публикация «Применение игровых технологий в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Выделяют игры по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации).
По предметной области выделяются игры по всем направлениям развития детей дошкольного возраста.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную - великолепное средство для общения;
- самореализации служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; раскрываются скрытые таланты;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
- релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
- компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
На физкультурных занятиях детям предлагаются самостоятельно организовать подвижные игры. Такие игровые задания проводятся и как часть занятия, так и целое занятие выстроено на играх, предложенных детьми. Также детям предлагается придумать новый вариант игры.
Игры возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Они формируют культуру игры; служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Это игры - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.
В условиях реализации ФГОС ДО все занятия, в том числе и физкультурные, должны начинаться с постановки проблемы. Это может быть письмо – просьба с участием знакомого детям персонажа. Так, например, с детьми старшего дошкольного возраста было проведено занятие «В поисках весны», где дети отправились спасать весну, для детей младшего дошкольного возраста было проведено занятие по сказке К. И. Чуковского, где дети помогали доктору Айболиту спасать больных животных "Путешествие в Африку".
Предлагаемые игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Используемый в практике игровой самомассаж используя шишки – является основой оздоровления детей. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Стрейчинг основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости и т. д.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Также в работу включаются дыхательная гимнастика, нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.