Елена Москвина
Применение дыхательной гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Задачи сохранения здоровья детей неразрывно связаны с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер.
Одним из важных направлений оздоровления детей является логопедическая помощь – предупреждение речевых нарушений и организация коррекционной работы. Профилактика речевых нарушений во многих случаях позволяет предотвратить или затормозить появление у детей различных отклонений от нормы, в частности, речевой патологии.
Публикация «Применение дыхательной гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).
1. Содержание дыхательной гимнастики
Дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи.
Цель дыхательной гимнастики – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями.
Выделяют статическую дыхательную и динамическую дыхательную гимнастики.
Статическая дыхательная гимнастика фиксирует внимание ребенка на длительном ротовом выдохе. Статические упражнения включают «дутье на воду, вату, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечки». На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох:
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через нос, выдох через нос;
- вдох через рот, выдох через рот.
При этом ребенок не должен напрягать плечи, шею, и переполнять грудь воздухом.
Очень полезны игровые дыхательные упражнения :
«Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос.
«Свеча» - тренировка медленного ровного выдоха на пламя свечи.
«Упрямая свеча» - тренировка интенсивного сильного выдоха.
«Погашу свечу» - тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»
«Насос» - тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «пшшшшш».
«Назойливый комар» - тренировка продолжительного выдоха с длительным произнесением «зззззззз».
«Проколотый мяч» - тренировка выдоха с длительным произнесением.
Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний:
а ___ аэ ___ эа ___ а ___ э ___
э ___ аи ___ эи ___ а ___ и ___
о ___ ао ___ эо ___ а ___ о ___
у ___ ау ___ эу ___ а ___ у ___
Можно предложить положить ладонь на живот или на нижние ребра. Ладонь ощущает, как ребра поднимаются при диафрагмальном вдохе и опускаются при выдохе. Диафрагмальное реберное дыхание считается наиболее привычным и его используют как основу для правильного речевого дыхания.
При таких упражнениях постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, поднятом мягком небе, контролируется утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания.
Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая гимнастика, которая укрепляет организм ребенка, улучшает функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивает фонационное дыхание, положительно влияет на настроение, эмоции ребенка, вызывает у него чувство радости и бодрости.
Динамические упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры.
В процессе занятий дети получают знанияоб основных дыхательных процессах (вдох, выдох, о том, что силу выдоха можно тренировать и о том, что:
• дышать надо носом;
• нельзя поднимать плечи при вдохе;
• в дыхании должен активно участвовать живот.
Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики — происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.
Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
Они знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем — согласные звуки. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.
2. Применение дыхательной гимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого, а затем на его основе речевого дыхания.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности (смотреть приложение 1).
Игры и упражнения для развития ротового выдоха. Цели: развивать длительный, непрерывный ротовой выдох; активизировать губные мышцы (смотреть приложение 2).
Упражнения дыхательной гимнастики на развитие речевого дыхания. Цели: развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность); добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно поизносить звук на одном выдохе; учить на одном выдохе произносить 3-4 слога; правильно произносить фразу из 2-3 слов; слитно, на одном выдохе, фразу из 4 слов; слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов; слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы; сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов (смотреть приложение 3).
Поскольку речевое дыхание является основой речевого процесса, дыхательную гимнастику рекомендуется проводить во всех режимных моментах.
На примере лексической темы : «Зима» проследим выполнение дыхательных игр-упражненийв течение всего дня.
В проведении утренней гимнастики :
1. Упражнение «Снег идёт»
И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх. 1 –плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3 – 4 раза.
2. Упражнение «Снег скрипит»
И. п. : о. с. 1 – ходьба на месте (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.
Звуко– дыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия:
1. Упражнение «Снежинки»
И. п. : стоя прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.). 1 – вырезанные снежинки из бумаги держать на уровне лица (вдох); 2 – на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3 – 4 раза.
2. Упражнение «Вьюга»
И. п. : о. с. 1 –вдох; 2 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» - вьюга начинается; 3 –вдох носом; 4 – на выдохе произносить громко «У-у-у-у!;5 – вдох носом; 6 – на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» - вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.
3. Упражнение «Пурга»
И. п. : о. с. 1 –вдох; 2 – на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» - пурга начинается; 3 – вдох; 4 – на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 – вдох; 6 – на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» - пурга заканчивается. Повторить 2 раза.
В организации физкультурных занятий:
1. Упражнение «Снежки»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1 –наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – бросить 2снежок», на выдохе произнести:
«Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.
2. Упражнение «Катание с горки»
И. п. : о. с. 1 – сед, руки вытянуть вперёд (вдох); 2 – на выдохе произносить: «У-у-у-у-х!». Повторить 3-4 раза.
3. Упражнение «Катание на коньках»
И. п. : стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 – имитировать катание на коньках (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3-4 раза.
Звукодвигательные игры, как фрагмент прогулки:
1. Упражнение «Холодно зимой»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 – обхватить плечи руками и на выдохе произнести:
«Бр! Бр! Бр!»
.Повторить 3-4 раза.
2. Упражнение «Погреемся»
И. п. : стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 –вдох; 2 – быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить:
«Ух-х-х! Ух-х-х!».
Повторить 3-4 раза.
3. Упражнение «Лепим снеговика»
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1 – наклон туловища вперёд, поднимать «ком снега» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.
В беседах и наблюдениях (наблюдение за зимующими птицами) :
1. Упражнение «Далеко – высоко»
-Куда, птицы, летите? Дети делают глубокий вдох носом.
- Далеко-о-о! Слова произносят на максимальнодлительном выдохе.
- Как, птицы, летите? То же.
- Высоко-о-о!
2. Упражнение «Снегирёк»
«Сел на ветку снегирёк – ф-ф, ф-ф! Дети делают вдох и выдох.
Брызнул дождик – он промок – Вдох и выдох с подъёмомголовы.
Ф-ф, ф-ф! Вдох и выдох с опусканием головы
Ветерок, подуй слегка, Вдох и выдох с круговымидвижениями головы.
Обсуши нам снегирька – ф-ф,ф-ф!». Вдох, максимальнодлительный выдох.
Выполнение дыхательных упражнений таких, как дыхательные минутки перед завтраком, после дневного сна;голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях; в проведении физкультминутокв различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Лесная азбука», «Дует ветерок», «Комар», «Жуки», «Дирижер» и т. Д.
Игра «Обезьянка»
Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и всё за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О» — удивились; «У» — обиделись; «А» — обрадовались.
Игра «Большой — маленький» Детям показывают парные предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком [Ф], а маленький — со звуком [ФЬ], и предлагается произнести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланг и душевой шланг (С, СЬ, ветряная мельница и комнатный вентилятор (В, ВЬ).
В зависимости от места проведения занятия упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью (смотреть приложение № 4).При выполнении упражнений в положении лёжа происходит расслабление наибольшего количества мышц, снимаются ненужные зажимы в области шеи, плеч, спины. Эти упражнения способствуют включению в процесс дыхания и речеобразованиянижнебрюшных и поясничных мышц, участвующих в речевом процессе, формированию диафрагмальноного типа дыхания и формированию естественной регуляции процесса речеобразования.
Упражнения в положении стоя – наклон, полунаклон, движение рук вверх – освобождают от зажимов мышц шеи, плеч, верхней части грудной клетки. Во всех упражнениях движение тела на вдохе должно быть энергичным, вдох производится рефлекторно, на процессе вдоха внимание не фиксируется. Внимание фиксируется только на выдохе и речи, при которых движения рук, тела и ног должны быть медленными, плавными, без рывков и сопрягаться с фиксированным выдохом, выдохом со звуками и речью.
В настоящее время пользуется большой популярностью дыхательная гимнастика певицы Александры Николаевны Стрельниковой (смотреть приложение № 5).
Она рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус.
3. Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой
Для успешного овладения детьми дыхательной гимнастикой рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде.
6. Находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).
7. Упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения.
8. Движения ребенок должен производить плавно, тихо, под счет.
9. Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
10. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
11. Следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.
4. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
Педагогам, занимающимся дыхательной гимнастикой следует придерживаться следующих принципов работы с детьми :
1. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений.
2. Не заниматься в пыльном, непроверенном или сыром помещении.
3. Температура воздуха должна быть на уровне 18—20 градусов.
4. Одежда не должна стеснять движений.
5. Нельзя заниматься сразу после приема пищи.
6. Нельзя заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
7. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные.
8. Наблюдения за ребенком. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Некоторое увеличение частоты дыхания и пульса – адекватная нагрузка, но допустимые значения лучше согласовать с лечащим врачом. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Заключение
Рассматривая дыхательную гимнастику, как один из факторов здоровьесбережения ребёнка, можно отметить, что ее применение обеспечивает комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия, формируется правильное дыхание и психофизическое развитие.
Дыхательная гимнастика является одним из действенных методов кинезотерапии, она не только увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, но и тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.
За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание,развивается коммуникабельность, снижается заболеваемость. Это формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература
1. Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правилього речевого дыхания. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. – 2004.–№1.–С. 114-117.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет (1, 2, 3-ий периоды обучения). – М. : Гном и Д, 2009.[Электронный ресурс].
4. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
5. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 75-78.
6. Нурмухаметова Л. Р. Дыхательная гимнастика в детском саду // Логопед. – 2008. № 3. – С. 116-119.
7. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастикаСтрельниковой. Серия:Посоветует доктор. – М. : Издательство Метафора, 2007 – 128 с.
8. Ясницкий, А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // PsyAnima, DubnaPsychologicalJournal — Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — N 1. — С. 60-97. [Электронный ресурс].