Каширина Кристина Анатольевна
Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ФГОС дошкольного образования обозначил правовой статус воспитанников, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не справляются с образовательной программой наравне со сверстниками. Эти дети имеют особые образовательные потребности, но, учитывая социальные нужды общества, обучаются совместно с другими воспитанниками, посещающими группу комбинированной направленности. Вместе с овладением общей программой такие воспитанники нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на исправление или компенсацию нарушений развития.
Публикация «Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Проблемой для педагогов и родителей является высокий уровень истощаемости ЦНС, который не позволяет заниматься с ребенком продолжительное время, поскольку такие дети быстрее устают и уже не воспринимают материал. У всех дошкольников с нарушенным развитием отмечаются вербальные трудности: невнятное звукопроизношение, бедный словарный запас, зачастую семантическое значение слова упрощено, множественные грамматические ошибки, нарушение связной речи, а также сложности в овладении письмом и чтением.
Речевые нарушения, как правило, затрудняют и без того непростой процесс социализации. Сюда же относятся проблемы накопления и активизации словаря, особенности семантики. Наиболее грубо страдает, как правило, связная речь. Здесь отмечается упрощение предложения, множественные лексико-грамматические нарушения.
Создание оптимальных психолого-педагогических условий и оказание помощи воспитанникам этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – основная цель деятельности педагогов.
Воспитанники с ОВЗ с самого начала успешно адаптировались к общению со сверстниками, взрослыми, режиму дня в детском саду. Но они также много времени проводят в условиях семьи, в связи с ухудшением соматического здоровья, прохождением планового лечения. Тогда перед педагогами обозначается проблема реализации программы в полном объеме с воспитанниками данной категории. В таких условиях на помощь приходят дистанционные формы обучения.
Внедрение дистанционных технологий имеет ряд преимуществ в работе с воспитанниками с ОВЗ: могут получать более качественные знания, не выходя из дома; усваивать материал в соответствии со своими физическими способностями.
В настоящее время современные технологии дают возможность частично компенсировать пропуск занятий благодаря режиму онлайн и офлайн.
Плюсами использования данной технологии являются : поддержка систематичности занятий; закрепление навыков и материала; формирование умения продуктивно использовать гаджеты; речевое развитие; усиленное развитие фонематического слуха; новая познавательная мотивация; расширение общих представлений.
Наряду с положительными моментами, стоит отметить и наличие отрицательных. Так, очевидно негативное влияние на зрение, как воспитанников, так и педагогов. Еще один нежелательный аспект – это изменение времени занятия (как и увеличение и сокращение времени). Определенную проблему создает домашняя атмосфера: нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая потеря интереса, лабильность настроения, изолированность от сверстников. Кроме того, стоит отметить, что порой педагог сталкивается с нарушением режима. Тактильный контакт педагога и воспитанника, как правило, отсутствует, имеются трудности в оказании действенной помощи. Не всегда доступная качественная связь.
Режим онлайн - занятий позволяет закреплять полученные знания, а вот приобретение новых произносительных умений затруднительно, в том числе велик риск неверной постановки звука. Не секрет, что в процессе обучения между педагогом и воспитанником устанавливаются особые, эмоционально комфортные отношения, которые отражаются в интонациях, прикосновениях, привычных играх, упражнениях. К сожалению, все это, как правило, утрачивается, или видоизменяется при проведении онлайн-занятий.
Эффективность любого вида дистанционного обучения зависит от четырех факторов: взаимодействия педагога и воспитанника, несмотря на то, что они разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; обратной связи. Она также зависит от организации и методического качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как эффективное: более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; наличие необходимых адаптированных материалов и специального оборудования для воспитанников с ОВЗ.
В возрасте 5 – 7 лет ребенок еще не обладает достаточным уровнем развития самоорганизации, произвольного внимания и необходимыми навыками коммуникации для дистанционной работы. В таких условиях значительная нагрузка ложится на родителей. От них требуются организация рабочего места, помощь ребенку в освоении технических устройств, соблюдение режима дня, формирование и закрепление стереотипов образовательной деятельности.
Без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то, прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
Педагогический коллектив нашего учреждения работал над решением проблемы эффективного применения дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение осуществлялось целенаправленным взаимодействием воспитанника, родителей и специалистами ДОО.
Коллективом педагогов ДОО:
• собрана информация об интернет-ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения видеоконференций, чатов, телефонии;
• разработаны пакеты общих консультаций для родителей (законных представителей) и педагогов ДОО по работе с воспитанниками в дистанционном режиме;
• разработана и апробирована система дистанционной работы с воспитанниками групп и педагогами;
• разработан печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков;
• создан «cloud.mail.ru» для размещения пособий, необходимых для занятий; видеоуроков; видеоконсультаций для родителей; фонетической ритмики; инструкций к заданиям и упражнениям; различных памяток; ссылок на другие ресурсы или файлы; минифильмов.
• установлены приложения WhatsApp, Viber, Instagram.
С целью обратной связи родители размещают в группу или лично педагогам короткие видеофрагменты занятий со своими детьми. Педагоги в своих комментариях поощряют старания детей, радуются их успехам, поддерживают стремления к новым достижениям и хорошим результатам.
Применение дистанционных технологий выводит образовательный процесс на более качественный уровень.
Безусловно, для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дистанционная форма обучения является огромным преимуществом. Образовательный процесс адаптирован к их конкретным нуждам. Они могут виртуально общаться с педагогом и сверстниками в онлайн режиме, не испытывая при этом неудобства, скованности.
Так же хочется отметить, что детям очень нравится такая форма работы : они не отстают от сверстников (знакомятся с новым материалом, выполняют задания). Поэтому при выходе в детский сад после отсутствия, у этих воспитанников не возникают затруднения в усвоении программного материала.
Таким образом, применение дистанционных технологий повышает эффективность процесса обучения и развития. Для дошкольников образовательная деятельность становится интересной, занимательной, более успешной.
Литература
1. Буйместру, И. А. Использование дистанционных технологий в детском саду : взгляд воспитателя (Текст) /И. А. Буйместру //Образование и воспитание. 2020. – № 4. С. 7
2. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие (Текст) / Н. В. Никуличева – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.