Гучанова Ангелина Сергеевна
Применение бережливых технологий в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Представляю вашему вниманию доклад на тему «Применение бережливых технологий в образовательной деятельности ДОО». Подготовила старший воспитатель ДОУ «детский сад №105».
2 слайд
Бережливые технологии (в переводе с японского Кайдзен) - это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, управления, а также всех аспектов жизни.
Публикация «Применение бережливых технологий в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Для того, чтобы эффективно внедрить данную технологию, нам было необходимо изучить принципы бережливого производства, так как на их основе строится вся работа. Несмотря на то, что практическое обеспечение принципов бережливого производства требует от организации достаточно серьезных усилий, сами они довольно просты. Всего их пять, и сформулировать их можно так: 1. Определение ценности действий, 2. Определение дальнейших действий, 3. Перестройка действий, 4. Действия в интересах тех людей, на которых направлена работа, 5. Стремление к совершенствованию.
Бережливое управление в образовании - это возможность постоянного совершенствования и устранение потерь, возможность формирования и культивирование ценностей для воспитания гармонично-развитой личности, личности с набором ценностей соответствующих принципам «Доброжелательности».
3 слайд
Большие возможности для оптимизации и эффективного распределения рабочего времени открывают нам Бережливые технологии, которые активно внедряются в нашем саду с 2021 года.
В начале была оценена ситуация «Как есть». Было отмечено, что в детском саду 1. Длительный процесс подготовки к самостоятельной деятельности детей.
2. Отсутствие алгоритмов деятельности и визуализация материалов в центрах активности.
3. Нерациональное размещение материала.
4. Дети проявляют самостоятельную деятельность непродолжительное время в центрах активности.
5. Наличие в группах непривлекательных центров активность, однообразие, статичность.
4 слайд.
В ходе работы были выявлены такие проблемы как: Недостаток насыщенности предметно-пространственной среды возрастным возможностям, Недостаточность в ДОУ различных пространств (для игр, конструирования, уединения и т. д., доступность среды и так далее.
Для решения выявленных проблем были определены пути решения:
- Увеличение насыщенности ППС средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием.
- Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
- Обеспечение свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
Выявленные проблемы и пути решения представлены на слайде.
5 слайд
В качестве основных инструментов бережливых технологий были выбраны : система навигации, стандартизация работы, алгоритмы деятельности, визуализация (зонирование, метод теней, метод дорожных знаков, бережливое место.
6 слайд
Была составлена карта идеального состояния, которая показывает нам оптимизацию процесса подготовки к самостоятельной деятельности детей через насыщение среды группы элементами «бережливого пространства». В ней указан исполнитель, что нужно сделать и сколько времени будет выделяться на действие.
7 слайд
Коллектив детского сада – это сплоченная команда профессионалов и энтузиастов своего дела. Творческий и профессиональный союз единомышленников, владеющих различными навыками и обладающих всевозможными талантами, позволяет создавать условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Для того, чтобы понять потребности, проблемы каждой группы было организовано собрание, на котором рассматривалась и сущность бережливых технологий и проблемы внедрения инструментария в деятельность детей.
8 слайд
Внедрение бережливых технологий началась с организации рабочих мест, как воспитателей, так и старшего воспитателя и заведующего ДОО по системе 5С (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование).
9 слайд
Каждая группа была оценена по ситуации «как есть» и предложены инструменты бережливых технологий. Во 2 младшей и 1 средней группе предложены: навигация, визуализация и маркировка.
10 слайд
В музыкальном зале предложены: алгоритм действий, стандартизация и визуализация.
11 слайд
В группе раннего возраста, во 2 и 1 младшей группы предложены: визуализация, алгоритм действий и навигация.
12 слайд
В старшей и подготовительной группе могут быть использованы: навигация, маркировка, визуализация.
13 слайд
Независимо от возраста и группы, было решено внедрить принцип «Бережём все вокруг». Были сделаны «напоминалки» для детей и воспитателей: выключи воду, не разматывай туалетную бумагу. Если дети видят порванную книгу, они ее кладут на место, где расположена кукла-доктор. Был организован сбор батареек, а в старших и подготовительной группе организована деятельность по сортировке мусора.
14 слайд
Планируется разработать и внедрить навигационную систему по принципу «бережем время родителей» и маршрут экологической тропы на территории детского сада.
Таким образом, работа по внедрению «бережливых технологий» находится на организационно-деятельностном этапе. В настоящее время работа по внедрению бережливых технологий в образовательную деятельность в нашем саду активно продолжается.
15 слайд
Спасибо за внимание!