Надежда Лобанова
Приложения к проекту «Воздух-невидимка» (первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
I. Перспективный план-таблица.
месяц 1
Чтение художественной литературы. Рассматривание и чтение энциклопедий Знакомство со свойствами воздуха.
НО «Что такое воздух?»
Заучивание стихотворения
Знакомство с правилами поведения во время экспериментирования.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Как увидеть воздух? (эксперименты)
b ]Как услышать воздух? (эксперим.)[/b]
месяц 2
Как почувствовать воздух? (эксперим.)
Публикация «Приложения к проекту „Воздух-невидимка“ (первая часть)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Какой бывает воздух? (эксперим.)
Имеет ли воздух силу (эксперимент.)
Дидактические игры.
Изготовление вертушек для игр в группе и на участке детского сада.
Имеет ли воздух вес? (эксперимент)
Загадывание загадок.
месяц 3
«Воздух нужен всему живому»-НОД Как люди научились использовать воздух (альбом) Итоговая ООД: «Невидимый Волшебник»
Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем с воздухом дома»
II. Анкеты для родителей
III. Консультации для родителей
VI. Конспекты НОД
V. Наблюдения на участке
Наблюдения
1 месяц
1. Воздух в начале зимы: прохладный, прозрачный.
2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.
2 месяц
1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки).
2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.
3 месяц
1. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.
2. февральский ветер: холодный, порывистый, колючий. В конце зимы наблюдаем за ветром, зная уже, что ветер-это движение воздуха.
3. Наблюдение за вертушками, изготовленными своими руками.
VI. Опыты и эксперименты с воздухом
Без воздуха нет жизни
ОПЫТ № 1.
Условия опыта: закрыли рот, двумя пальчиками зажали нос, т. е. мы не дышим (затем задаю детям вопросы).
- Чего нам не хватает?
- Хорошо ли нам без воздуха?
- Почему? (ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: все живое дышит, человек не может жить без воздуха. Ставим значок. А сейчас проведем еще один опыт.
Опыт №2
Берем 2 свечи, одна в банке, закрыта крышкой, другая просто на блюдце, зажигаем их. Посмотрите, что получается? Почему это произошло? (ответы детей).
В банке свеча гаснет, потому что кончился ВОЗДУХ ФОТО
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и неё задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен воздух. Поэтому когда доступ воздуха к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Воздух переносит запахи
ОПЫТ N 3
Дети закрывают глаза, воспитатель подносит к носу каждого ребенка баночку с апельсином, яблоком и с чесноком. Затем спрашивает, какой запах они почувствовали, какой больше понравился (ответы детей).
Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблочным. и т. д.)
Воздух легче воды
Опыт N4.
2 стаканчика, в одном вода, другой пустой.
- Скажите, какой их них легче? (ответы детей)
- А сейчас возьмите трубочки и подуйте в стакан где вода, что мы видим? (ответы детей)
Двум детям в стакан добавить немного шампуня.
- Да, это воздух, он сразу выходит. Почему? (ответы детей) Воздух легче воды.
Как увидеть воздух?
ОПЫТ N 6.
. Вдохнули воздух и подули тихо на салфетки. Что происходит с салфетками? (шевелятся) А теперь подули сильнее… Мы увидели воздух.
Воздух двигается.
Опыт№7
Дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. Почему появляются пузырьки?
Опыт№8
Надувают воздушный шарик, целлофановый пакет, пускают мыльные пузыри. Полиэтиленовые пакеты.
Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Опыт№9
Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Что в стакане? Почему стакан выпрыгивает из воды? Вы его (воздух) увидели?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Как услышать воздух
Эксперимент 10.
Надуть шарик, растянуть отверстие и отпустить. Воздух с шумом выходит из шарика.
Эксперимент 11.
Резиновые игрушки. Дети нажимают, слышат звук. Почему? (Отверстие очень маленькое, поэтому воздух выходит с шумом.
Как почувствовать воздух
Эксперимент 12.
Дети приставляют коктейльную трубочку к ладони и дуют в нее. (тоже проделываем с резиновой игрушкой.)
. С веером.
Попробуйте устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Воздух имеет силу
Эксперимент 13.
«Реактивный шарик»
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают выод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Эксперимент 14.
«Сухой из воды»
Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Эксперимент 15.
. «Почему не выливается?»
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина – воздушное давление).
Эксперимент 16.
«Морской бой».
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди, пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
Эксперимент 17.
«Мягкий матрас»
Оборудование –надутые воздушные шарики, большой целлофановый мешок, доска.
Дети надувают шарики, складывают их в пакет, пакет завязывают. Положить на мешок доску, поставить тяжелый предмет сверху. (При повторении опыта,посадить кого-нибудь из детей, если захотят.)
Эксперимент 18
«Перевернутый стакан»
Стакан с водой накрытый картонкой, перевернуть, отпустить руку.
Почему не выливается вода и не падает картонка?
Эксперимент 19
«Пузырьки-спасатели».
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина и виноградина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин, виноград (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
Эксперимент 20
«В лицо дует ветерок.»
. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воздух имеет вес.
Эксперимент 21.
Взять линейку, привязать с двух сторон нитки, к ниткам привязать одинаково надутые воздушные шарики. Линейку за середину подвесить на уровне глаз детей. Уравновесить. Затем проколоть один шарик. Посмотреть что получилось. Почему надутый шарик стал опускаться вниз?
Теплый воздух поднимается вверх
Эксперимент 22.
.«Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку внизу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
Эксперимент 23
По принципу эксперимента 20, только вместо шариков подвешиваются пластиковые бутылки одинакового размера, горлышком вниз. Под одну из бутылок подставляется зажженная свеча. Воздух в бутылке нагревается и бутылка начинает подниматься вверх.
Эксперимент 24
Надеть воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Бутылку поставить в теплую воду. Наблюдать что будет. (шарик поднимается вверх). Затем бутылку поставить в холодную воду. (Шарик сдуется и упадет.
Эксперимент 25.
Живая змейка»
Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Ниже вторая часть презентации к проекту:"Воздух-невидимка"