Наталья Яроцкая
Приложения 1–5 к опыту по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Методика уровня познавательного развития
старших дошкольников (О. В. Чиндилова)
Методика включает четыре группы заданий:
• задания на проверку внимания и памяти;
• задания на проверку фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу;
• задания на проверку уровня развития мышления;
• задания на проверку развития воображения и пространственных представлений.
I. Задания на проверку внимания и память
Задание 1. Найди отличия.
Ребёнку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Элементы рисунка различаются по цвету, штриховке, орнаменту и т. д. таких отличий должно быть 10.
Публикация «Приложения 1–5 к опыту по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
Оценка:
9-10 отличий – высокий уровень;
6-8 отличий – средний уровень;
5 и менее отличий – низкий уровень.
Задание 2. Отвернись и назови.
Ребёнку показывается 10 игрушек, в течение нескольких минут он их рассматривает. Затем отворачивается и называет игрушки.
Оценка:
9-10 игрушек – высокий уровень;
6-8 игрушек – средний уровень;
5 и менее игрушек – низкий уровень.
Задание 3. Отвернись и назови, что изменилось.
Ребёнку показывается определённое количество игрушек, в течение нескольких минут он их рассматривает. Затем он отворачивается, в это время можно убрать какую-то игрушку, заменить её другой или просто переставить местами. Затем ребёнку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.
Задание 4. Посмотри, запомни, расскажи.
Ребёнку показывается картина, даётся время её рассмотреть. Затем картина переворачивается, ребёнку даётся 5 контрольных вопросов по её содержанию.
Оценка:
5 ответов – высокий уровень;
3-4 ответа – средний уровень;
2 и менее ответов – низкий уровень.
Задание 5. Запомни и повтори.
Называется цепочка из 10 слов. Задание: запомнить и повторить.
Чашка, ветер, дорога, ёлка, мальчик, солнце, дождь, сахар, книга, ложка.
Оценка:
9-10 слов – высокий уровень;
6-8 слов – средний уровень;
5 и менее слов – низкий уровень.
II. Задания на проверку фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу
Задание 1. Назови, какое слово длиннее.
Стул – стульчик Читать - прочитать
Дом – домик Книжка – книга
Собачка – собака
Оценка:
4-5 слов – высокий уровень;
3 слова – средний уровень;
2 и менее слов – низкий уровень.
Задание 2. Назови первый звук в слове.
Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.
Оценка:
9-10 звуков – высокий уровень;
6-8 звуков – средний уровень;
5 и менее звуков – низкий уровень.
Задание 3. Назови звуки, которыми различаются слова.
Кот – кит мел – мал
Дом – дым Лук – лак
Рак – рык
Оценка:
4-5 пар – высокий уровень;
2-3 пары – средний уровень;
1 и менее пар – низкий уровень
Задание 4. Определи, какая схема соответствует слову.
ЛИСА ТРУБА ДОМ
Задание 5. Подумай, что объединяет слова.
Кнопка, краска, кромка, книжка, кружка.
Оценка:
2-3 сходства – высокий уровень;
1 сходство – средний уровень.
III. Задания на проверку уровня развития мышления
Задание 1. Найди лишнее.
Ребёнку показывается серия из четырёх картинок. Задача - найти лишнюю картинку.
- дуб, ель, роза, берёза;
- лев, кот, слон, жираф;
- помидор, морковь, репа, редис;
- автомобиль, воздушный шар, самолёт, поезд;
- туфли, носки, сапоги, ботинки.
Оценка:
4-5 – высокий уровень;
2-3 – средний уровень;
1 и менее – низкий уровень.
Задание 2. Назови лишнее.
- корова, волк, лошадь, коза;
- яблоко, груша, огурец, слива;
- тарелка, чашка, ложка, ведро;
- сладкий, солёный, кислый, маленький;
- синий, желтоватый, добрый, красный.
Оценка:
4-5 – высокий уровень;
2-3 – средний уровень;
1 и менее – низкий уровень.
Задание 3. Добавь недостающее.
Ребёнку предъявляется 8 картинок, разложенных в три ряда по три картинки в каждом, одна картинка убрана. На картинках изображены геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Предлагается догадаться, какого изображения в одной серии не хватает, а затем добавить недостающий элемент.
Оценка:
Сам рисует изображение – высокий уровень.
Выбирает изображение из предложенных дополнительно – средний уровень.
Задание 4. Разложи по порядку.
Ребёнку предлагаются серии четырёх сюжетных картинок. Задача – разложить картинки по порядку и объяснить своё решение.
Птица несёт в клюве веточку.
Птица кормит птенца.
Птенец вылупляется из яйца.
Птица сидит на гнезде.
Задание 5. Определи, чего больше.
Ребёнку предлагаются 12-15 картинок с изображениями овощей, фруктов, ягод. Задание: разложа картинки на 3 группы. Посчитай, сколько фруктов и овощей. Скажи, чего больше.
IV. Задания на проверку развития воображения и пространственных представлений
Задание 1. Собери картинку.
Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на произвольные элементы.
Оценка:
Сам собрал правильно и быстро – высокий уровень.
Сам собрал правильно, но медленно – средний уровень.
Собрал по образцу правильно и быстро – средний уровень.
Задание 2. Сложи из полосок бумаги.
Ребёнку даются бумажные полоски разной длины, ширины. Задания: сложи их них домик, машину, облако, ёлку.
Задание 3. Сложи изображение.
Ребёнку даются разноцветные кубики. Задание: сложи птичку, машинку, зайца, кота.
Задание 4.
Ребёнку даётся лист бумаги в клетку. Далее пошагово предлагается выполнить задание:
1. Найди примерную середину листа и поставь точку.
2. От этой точки опустись на 3 клетки вниз и на 5 клеток вправо.
3. Поставь ещё одну точку.
4. Нарисуй такой круг, чтобы в него попали обе точки.
5. Нарисуй такой квадрат, чтобы в него попала только одна точка.
Задание 5.
Ребёнку даётся лист бумаги в клетку. Далее пошагово предлагается выполнить задание:
1. нарисуй на листе прямую линию
2. Поведи другую линию, короче первой.
3. Нарисуй кружок над этими линиями.
4. Нарисуй два кружка под этими линиями.
Задание 6.
Ребёнку даётся лист бумаги с нарисованным кругом. Задание : дорисуй, как хочешь.
Задание 7. Графический диктант.
Задание выполняется на листе в клетку. Взрослый диктует: одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх… Точка начала узора должна быть обозначена.
Приложение 2
Конспект ООД в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ
«Наши четвероногие друзья»
Цель: расширять представления детей о домашнем животном -собаке, познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни; закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам; активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, лежать, бегать. развивать образное ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес; воспитывать уважительное отношение к домашним животным, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность в обращении с домашним животным.
Материал: картинки с изображением разных пород собак, круги Луллия, картинки с изображением рыси, кошки, волка, коня, оленя, лося, описательные схемы, силуэты пород собак, листы белой бумаги, кисти, краски.
Ход ООД
Воспитатель обращается к детям до входа в оборудованную для занятия групповую комнату с вопросом о ком или о чём пойдёт речь на занятии. Дети задают наводящие вопросы
-Это живое?
-Это растение?
-Оно животное?
-Оно дикое?
-Оно домашнее?
-Оно ест рыбу?
-Это кошка?
Воспитатель отвечает только "да" или "нет" пока дети не угадают задуманное.
В-ль породы вы знаете? А как можно узнать о разных породах собак (Из книг, телепередач, интернета, выставок собак). Хотите побывать на выставке наших четвероногих друзей-собак?
Дети проходят в группу. где развешены картинки разных пород собак.
В-ль: Какие породы собак вы здесь узнали (овчарка, такса, болонка и т. д.) Расскажите, какие породы собак помогают людям? Что умеют делать собаки?
Решение противоречий:
В-ль предлагает детям пофантазировать: "Представьте, что учёными выведена новая порода собаки. Внешне она такая же как обычная овчарка, но только новая овчарка с повадками кошки. Какие проблемы возникнут у этой собаки? "
В-ль: Как называют человека. который разводит собак?
Игровое упражнение «Волшебные круги" (круги Луллия).
1. Как называется помещение, где живут собаки?
2. Чем питаются собаки?
3. Назови части тела и чем они покрыты?
4. Назови детёнышей собаки?
Дети выполняют задания с кругами Луллия.
Метод"Системный анализ" :
Система "Собака".
Подсистема (части системы) - лапы, голов, глаза, уши, хвост.
Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) квартира, город.
Воспитатель задаё т вопросы: "Какую пользу приносят собаки? Что было бы, если бы собаки исчезли?", в процессе рассуждений дети приходят к выводу, что всё в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено. (Другая система)
Д. И. "Кто на кого похож? "
Воспитатель предлагает сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание об одной из собак, используя описательные схемы.
Гимнастика для глаз "Кого не стало?
Игра "Хорошо-плохо"
-Что хорошего получаем мы от собак?
-Чем огорчают нас собаки?
Диалоговая беседа с детьми о соблюдении осторожности при встрече с бродячей собакой и о том, как можно о ней позаботится.
В-ль-наша экскурсия на выставку четвероногих друзей закончилась. Итоговая беседа.
Д. И. "Волшебные листочки" -воском нарисованы разные породы собак. При закрашивании акварелью они проявляются.
Приложение 3
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
«Интересное рядом» (с использованием ТРИЗ)
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи экспериментальной деятельности:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
5. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации, на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки, нож, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, бантики, клей.
Ход
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вед: Ребята, я знаю одну загадку, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Вед: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Вед: Жили – были, ребята,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
(Можно сопровождать слова показом театра с использованием кукол-перчаток или настольного театра. В это время дети сидят на ковре).
Вед: А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.
Вед: И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.
Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у деда нет,
Лучше спать пойдем.
Вед: А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Аккуратно, тыльной стороной ножа (любым похожим предметом) разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток, бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).
Вед: А наша сказка продолжается.
Вед: Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
Вед: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт!
У вас на столах два стакана с водой. В одну банку мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. ( на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой, пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)
Вед: А мы продолжаем нашу сказку!
Вед: Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко. Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать, ребята? (варианты детей).
Вед: Есть у меня один способ! Смотрите на экран! Так как эксперимент этот связан с огнём, поэтому мы его не проводим самостоятельно, а смотрим на видео. И помните, что огонь не игрушка! С ним могут работать только взрослые люди. Показ видео- эксперимента.
Вед: А мы давайте вернемся в сказку.
Вед: Думала, думала бабка, что бы такого с этим яйцом сделать. И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу: Разбиваем яйцо в миску. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Вед: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы…
Вед: Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели (Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать. Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показать).
Он приглашает вас немного отдохнуть. Подойдите ко мне и повторяйте за Цыпой!
Физкультминутка!
Вед: Ребята, мы провели много экспериментов с яйцом и узнали о многих его свойствах. А оказывается на яйце можно еще и рисовать! Сегодня мы будем рисовать личики вот на таких бумажных яйцах. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным. Девочки, могут приклеить своим яйцам бантики, а мальчики – галстуки!
Надеюсь, вам понравилась наша сказка об удивительном яйце! И вы узнали много нового.
Ребята, давайте вспомним, какие приключения с ним случились.
Подведение итогов.
Приложение 4
Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе
«Наш друг –домовенок»
Цели и задачи:
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.
Совершенствовать умение у детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
Уточнить знание известных геометрических фигур, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? (открываю посылку). Ребята, в посылке лежат открытки с заданиями и письмо.
Воспитатель: Очень интересно кто же прислал нам эту посылку. Давайте я вам сейчас загадаю загадку, а вы догадайтесь кто это.
Воспитатель читает загадку:
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Добродушный он такой
Существо то. (домовой) .
(Ответы детей)
Правильно это домовой, ребята а в посылке ещё письмо, давайте его прочитаем
Интересно, что же нам пишет домовёнок?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, я слышал, что в этом детском саду очень любознательные и талантливые дети. И я бы хотел проверить это.
Я очень люблю математику, это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их».
Воспитатель: Ну что ребята поможем решить эти задания домовёнку?
(Ответы детей)
Повторение и закрепление изученного
Давайте посмотрим с чем же не может справиться домовёнок.
Первое задание от домовёнка Кузи называется «Весёлый счёт»
Жители этого домика цифры, (показываю домик) выбежали они из этого домика и растерялись.
Давайте ребята, поможем им найти своё место.
Сначала давайте с вами повторим счёт от 1-10, спрашиваю детей по порядку.
Затем дети работают с числовой последовательностью от 1-10 .
-Молодцы, справились. Давайте посмотрим, какая же вторая просьба домовёнка Кузи.
-Ребята, он предлагает вам поиграть в игру «Назови число»
-Скажите мне, пожалуйста, какое число называется предыдущим, а какое последующим. Показываю карточку с числом 8, назовите мне соседей числа 8. Назовите мне соседей числа 3, 5, 7, 4, 6, 9, 10.
-Молодцы ребята! Давайте посмотрим с чем же ещё не может справиться домовёнок Кузя.
Ребята, нам нужно помочь ему дорисовать предмет.
Игровое упражнение «Дорисуй предмет»
У каждого ребёнка на столах листы с изображением геометрических фигур- круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Детям предлагается дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Сейчас подумайте хорошо, что может быть похоже на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Предварительно обсуждаются возможные варианты.
По окончании выполнения задания дети рассказывают о нарисованном предмете и его форме.
-Ребята, давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка «Любопытная варвара».
Любопытная варвара
Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево,
Смотрит вверх (поднимают голову верх,
Смотрит вниз (опускают голову вниз,
Чуть присела на карниз (приседают,
А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала) .
Игровая ситуация «Самый сообразительный»
-Ну что будем дальше продолжать помогать Кузе. С каким же заданием ещё он не может справиться!
-Ребята, надо помочь домовёнку решить задачи, послушайте очень внимательно.
1. Один банан падает с ёлки каждые пять минут.
Сколько их упадёт за один час? (Ответы детей)
2. Сколько цыплят вывел петух, если он снёс 5 яиц? (Ответы детей)
3. Сколько на день рождении будет поросят, если на день рождения к поросёнку пришли два гуся, утка и свинья? (Ответы детей)
Молодцы ребята и с этим заданием мы справились.
-Ну что посмотрим с чем же Кузя ещё не может справиться.
-Ребята, Кузе нужно составить задачки но он не может, и просит помощи у нас
Поможем Кузе? (Ответы детей)
Из скольки частей состоит задача? (Ответы детей)
Как называется первая часть, вторая? (Ответы детей)
Показываю картинку, какую задачку мы можем составить по этой картинке? (Ответы детей)
Дети составляют задачку: На ветке сидело 3 снегиря, прилетел ещё один. Сколько снегирей стало на ветке?
На какое она будет действие? (Ответы детей)
Показываю вторую картинку.
Какое условие задачи мы можем составить по этой картинке?
(Ответы детей)
На цветке сидело три пчёлки, одна улетела. Сколько пчёлок осталось на цветке?
На какое действие будет эта задачка? (Ответы детей)
-Молодцы ребята, помогли Кузе составить задачки.
Посмотрим, что же тут дальше.
Ребята, Кузя выполнил задание но не знает правильно или нет, и предлагает нам ему помочь.
Игровое упражнение «Закончи ряд»
Посмотрите внимательно на домики, чем они отличаются?
(Ответы детей)
Какой формы у них крыша? (Ответы детей)
Какой формы окна у домиков? (Ответы детей)
На каждой крыше есть окошечки, посмотрите внимательно, и скажите чем они отличаются? (Ответы детей)
-А сейчас подумайте какой домик вы нарисуете в последнем ряду? (Ответы детей)
-Давайте проверим правильно
ли Кузя, и мы с вами выполнили задание.
После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа.
Итог занятия
Воспитатель:
Чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей)
Молодцы ребята, помогли мы с вами Кузе.
Раздается шуршание.
Появляется домовё нок: «Спасибо вам ребята, за то, что вы мне помогли справиться с заданиями, я для вас приготовил сюрприз.
Достаёт сундучок, открывает его и угощает детей. Прощается и уходит»
Приложение 5
Дидактическая игра по ПДД.
Использование ТРИЗ технологий (системный оператор)
ЦЕЛЬ: развитие системного мышления.
Задачи: формировать познавательный интерес о транспорте, правил дорожного движения, профессий, ориентироваться на плоскости. Например: Предмет, расположенный в центре нашего лифта-это сотрудник ДПС. Далее предлагается переместить карточку вверх в клетку "место нахождения". И ответить на вопрос: где можно встретить СОТРУДНИКА ДПС (на улицах города, в здании полиции?
Теперь вернем карточку в центр и начнем передвижение "вправо-влево". Движение влево помещает карточку в клеточку "Что было раньше? ", ставим вопрос:
-Кем был сотрудник ДПС (МАЛЬЧИК). Передвигаем карточку вправо (в клетку "что будет потом? ") и получим ответ: робот-полицейский. Опускаясь вниз по лифту - это части от предметов.