Валентина Королева
«Удивительное место на земле». Комплексно-тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование по теме «Город Вологда - удивительное место на земле» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей.
Публикация «„Удивительное место на земле“, Комплексно-тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
• Расширять знания детей об истории возникновения родного города, его названия.
• Развивать художественные и конструктивные способности детей через художественное творчество.
• Прививать интерес к своему городу, к духовно – нравственному наследию прошлого, способствовать зарождению чувства гордости за архитектурно – исторические памятники истории культуры.
• Вовлечение родителей в активное сотрудничество
1. Речевое развитие (коммуникация, чтение художественной литературы)
Коммуникация
- Беседы с детьми об «Истории города», «Путешествие по родному городу»
- Свободное общение: «Кто такой старец Герасим и К. Батюшков?», «Что означает – слово «Вологда», «Ленивая»?».
- Совместное изготовление стенда для родителей «Такой город в России один» (стихи о Вологде, тематические фотографии, информация об истории города, об исторических событиях; творчество детей – рисунки, коллажи, аппликации и т. д.
Чтение худ. литературы.
Чтение позновательно – исторической литературы: «История Вологды в рассказах детей» А Мухина, «Вологда в её старине» Г. К. Лукомского, «По улицам города», «Такой горд в России один» А. Сазонова, сказки Бабушки – Лукерьи»
Заучивание стихов и песен вологодских поэтов: С. Н. Берняк, Т. Л. Петуховой, Н. Рубцова, В. Андреева
2. Познавательное развитие (познание)
- Рассказ воспитателя: о «Ленивой площадке», «Софийском соборе», «Вологодском кремле», «Памятнике К. Батюшкову», «Музее кружева».
- Проведение цикла занятий на темы: «Прогулки по городу», «Музеи родного города», «Архитектура родного города»
- Рассматривание картин и репродукций с изображением г. Вологды, рассматривание герба и флага России и Вологодской области, буклетов и открыток и др.
- Поисково-исследовательская деятельность: «Дети и родители готовят мини – сочинения, книжки - малышки об исторических и архитектурных памятниках родного города», «Знаете, ли Вы?».
- Коллективное изготовление стенгазеты «Город чудный, город древний», оформление календаря жизни группы.
Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль», «Софийский собор», «Колокольня Софийского собора», «Река Вологда», «Лодка».
Дидактические и настольно – печатные игры: «Путешествие по Вологодчине», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Разрезные картинки», «Экскурсия по городу», «Музей», «Времена года», «Где находится памятник», «Кто подберёт больше слов», «Угадай по описанию», «Найди отличия»
ФЭМП-(конструирование из деталей плоскостного конструктора архитектурных зданий Вологодского Кремля по методике А. В. Белошистой)
3. Социально-коммуникативное развитие (Социализация, труд, безопасность)
Социализация.
Посещение музея детского сада «Наши истоки», выставок.
Встреча с интересными людьми экскурсоводом музея, кружевницей.
Клуб выходного дня: Экскурсии в историко – архитектурный и художественный музей – заповедник «О чём рассказывают древние стены Кремля», «К памятнику К. Батюшкову», «Ленивая площадка», В Картинную галерею, «Музей кружева» (с участием родителей).
- Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Археологи», «Юный архитектор» «Юный реставратор», «Юный конструктор», «Мой микрорайон», «Игры-викторины с родителями», «Путешествие по городу Вологде», «Экскурсовод», «Мой город».
Презентации, посвящённые истории города, «Культура Вологодской области», видеофильмы «Вологодская область», «Вологда – город добрых дел».
Труд.
Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, «Музей деревянного зодчества», «Софийский собор», Изготовление карты города Вологды и дидактического материала»
Безопасность
Безопасное поведение на улицах нашего города, национальные обычаи народа: беседы, экскурии, инструктажи рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
3. Художественно-эстетическое развитие: (музыка и художественное творчество)
Художественное творчество.
Продуктивная деятельность: оформление группы, зала; : «Памятники родного города», «Храмы Вологды», «Вологодский кремль», «Ленивая площадка», «Набережная реки Вологды», «Вологодский Кремль» (пластинография, аппликация «Родной город», коллективная работа «Зима в родном городе», изготовление макета карты – схемы и карточек – моделей основных архитектурных и исторических памятников города.
Музыка
Слушание музыки: Прослушивание в грамзаписи песен о городах Вологодской области, Времена года Вивальди, Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций. Подготовка утренника для родителей.
Подборка песен о родном городе:
«Да здравствует Вологда» - стихи Э. Шевелевой
«Любуюсь Вологдой» - стихи Э. Шевелевой
«Здравствуй, Вологда!» - стихи В. Смирновой
«С днем рождения, Вологда!» - стихи Э. Шевелевой
«Солнечное лето» - стихи Т. Мизгиревой
«Мой подарок» - стихи Э. Шевелевой
«Вологда» - стихи Т. Петуховой
«Зимняя Вологда» - стихи В. Кузнецова
«Притяжение» - стихи А. Шамгина
«О Вологде» - стихи К. Смирнова
«Город кружевниц» - стихи Г. Нечаевой
4. Физическое развитие (физическая культура и здоровье)
Физкультура
Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие», разучивание народных игр Вологодской области, посещение стадиона «Локомотив»
Здоровье
Свободное общение, беседа.
Создание условий для самостоятельной деятельности
Книжный уголок:
- Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок, Вологда, буклеты о Вологде и Вологодской области.
- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Российские воины»: аудиозапись с колокольным звоном, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, кивер, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён (Игры-спутники: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»).
- Центр строительно-конструктивных игр: создание карт, схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.
-Центр продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций, календарей и раскрасок с изображением Вологды, материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьей
Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Вологде и её архитектуре».
Посещение родителей с детьми: Вологодского государственного историко – архитектурного и художественного музея – заповедника, музея кружева, картинной галлереи, Ленивой площадки.
Совместная поездка на Кремлёвскую площадь, Театр Юного зрителя, Театр «Теремок»