Тамара Охлопкова
Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Красивая, «чистая» речь играет важную роль в жизни человека. Именно поэтому коррекция нарушенных звуков - одна из основных задач логопеда.
Каждый звук речи образуется в результате сложных движений произносительных органов – артикуляции (от лат. аrticulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.
Если ребенок недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи, то мы не можем говорить о постановке звука!
Публикация «Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Сначала необходимо обеспечить АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ к вызыванию звуков.
Артикуляционная готовность к вызыванию звука подразумевает способность воспроизводить и удерживать необходимую артикуляционную позу. Эта способность формируется в процессе выполнения артикуляционной гимнастики. Здесь возникает вопрос: всегда ли и в каком объеме следует проводить артикуляционную гимнастику?
Для чего нужна гимнастика? Для создания артикуляционной готовности. Если ребенок удерживает позу в течение 10-20 секунд, то гимнастика не нужна! Не тратим на неё время!
Но, если у ребенка не сформированы артикуляторные позиции, отмечаются минимальные дизартрические расстройства или есть дизартрия, то без артикуляционной гимнастики не обойтись.
Всю артикуляционную гимнастику можно разделить на две большие группы:
• Общая (Глобальная) артикуляционная гимнастика
• Специфическая (Направленная) артикуляционная гимнастика
Цель общей артикуляционной гимнастики – развитие силы, выносливости, координации движений органов артикуляции; развитие умения находить позу и переключаться с одной на другую и т. п. Эта гимнастика необходима для детей с дизартрией. Кроме этого упражнения общей артикуляционной гимнастики используются мной при работе с детьми среднего дошкольного возраста, когда говорить о полноценной коррекции звукопроизношения несколько преждевременно. В этом возрасте мы подготавливаем органы артикуляции к постановке звуков.
Цель специфической артикуляционной гимнастики – формирование КОНКРЕТНЫХ артикуляционных укладов, необходимых для постановки КОНКРЕТНОГО звука.
Для эффективной коррекции произносительных дефектов нужна сознательная артикуляционная поза с чёткими кинестетическими ощущениями! (Кинестетические ощущения – это ощущения от движений и положения органов артикуляции).
Как же сделать артикуляционную гимнастику более интересной, осознанной для ребенка?
Для этого я пользуюсь следующими приемами.
1. Артикуляционная гимнастика Е. Ф. Архиповой по системе «Дерево» с элементами нейростимуляции.
Автор методики - доктор педагогических наук, профессор Елена Филлиповна Архипова.
Данная система включает 20 упражнений, которые создают необходимую сенсомоторную базу для постановки звуков всех групп. Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные уклады.
Система схематично представлены в виде дерева, его ветви – комплексы упражнений для вызывания-постановки определенных звуков. Каждый лист на ветке – это отдельное упражнение артикуляционной гимнастики. Каждая ветвь заканчивается символом – звуком.
Выполняя упражнение, ребенок прикрепляет листочек. Т. о. дерево «растет», на конце ветви «созревает плод» (я изобразила его в виде яблока)- символ вызванного или поставленного звука.
Автор данной системы предлагает начинать с пассивной гимнастики, которая закладывает схему упражнения, формирует необходимые кинестезии, что в дальнейшем облегчает выполнение активной артикуляционной гимнастики. Затем - этап пассивно-активной гимнастики. Следующий этап - активная артикуляционная гимнастика. Завершающий этап - выполнение упражнений с подключением синхронных движений кистей рук, в той или иной мере повторяющих движения языка (биоэнергопластика).
Все упражнения должны выполняться с функциональной нагрузкой, т. е. мышцы должны работать максимально активно, при выполнении упражнений должны быть видны нижние и верхние зубы.
2. Схемы-«лабиринты» комплексов артикуляционной гимнастики.
Традиционно каждое упражнение имеет свое название и картинку-символ. На первом этапе дети знакомятся с упражнениями и их обозначениями. Затем, из силуэтов картинок - символов создаются цепочки (комплексы) упражнений, представляющих собой план выполнения гимнастики. Ребенок угадывает по «тени», какое упражнение нужно выполнить, находит соответствующую цветную картинку, выполняет упражнение и после этого закрывает «тень» разноцветной карточкой. Далее, следуя по стрелке, он переходит к следующему упражнению. Логопед контролирует качество производимых упражнений.
Применение этого приема повышает интерес и вносит разнообразие в процесс выполнения артикуляционной гимнастики, кроме того развивается зрительное восприятие, формируется умение самостоятельно действовать по заданной программе.
3. Авторские приемы, повышающие интерес к артикуляционной гимнастике.
Часто процесс повторения одного упражнения утомляет ребенка, является скучным. Чтобы воспитанник проявил интерес, использую такие «хитрости».
А) Картинки с недостающими элементами.
Выполняя упражнение, ребенок добавляет необходимую деталь к изображению. Количество деталей соответствует числу повторов.
Например, выполняя упражнение «Заборчик», ребенок «строит» изгородь. Сделав упражнение, он кладет «доску» (а всего их 3-5 штук). Когда «забор» достроен, выполнение упражнения заканчивается.
Так можно добавлять «окна» к домику, пришивать «иголкой» пуговицы к пальто, ставить «чашки» на стол, сажать цветы (убирать овощи) при помощи «лопаты», извлекать ноты из «дудочки», надувать «шарики» к празднику и т. д.
Б) Счеты (абак).
Сообщаем ребенку, что выполнить упражнение нужно столько раз, сколько косточек (шариков) на счетах. Отодвинуть косточку (шарик) можно только тогда, когда закончишь упражнение.
В) «Волшебный кубик»
Эта забава очень нравится детям. Для нее нам понадобится кубик для настольной игры. Мы «спрашиваем» у «волшебного кубика», сколько раз надо выполнить какое-либо упражнение. Затем ребенок трясет его в ладошках и бросает на стол. Считаем количество точек и делаем задание столько раз, сколько их выпало. Если точек мало, то бросаем кубик повторно. Как правило, дети с азартом включаются в эту игру и радуются, когда выпадает много точек. (Заодно упражняемся в счете в пределах 6).
Г) Игры с природным материалом.
Здесь нам потребуются орехи, желуди, шишки и т. п. (можно взять красивые пуговицы).
Кладем их в кучку (слева). Выполняем упражнение гимнастики- перекладываем один орех (желудь, шишку,.) в корзинку или кучку (справа). Так до тех пор, пока они не закончатся. Этот процесс можно обыграть, например, помогаем белочке собирать шишки, но правило такое: положить шишку в корзину можно только в том случае, если упражнение сделано правильно!
Вот такие несложные игровые приемы помогают разнообразить процесс выполнения артикуляционной гимнастики и сделать его более эффективным!