Наталья Колмакова
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.
Публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
1. Развитие активного словаря
•Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.
•Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
•Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это. Комар, кузнечик, жук - это. Заяц, лиса, волк - это. Кукушка, сова, орёл - это.
•Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение.
Буря - ураган, шторм.
Доктор - врач.
Детвора - дети, ребята.
Холод - стужа, мороз.
Вежливый — любезный.
Дремучий - густой, глухой.
Жаркий - знойный, горячий.
•Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел;
въехал – съехал, взлетел – приземлился;
выехал – заехал, укатил – прикатил;
заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.
•Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
Пчела летает, а гусеница.
Дорога широкая, а тропинка.
Опёнок съедобный, а мухомор.
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -… овца -… собака -…
белка -… сани -… ложка -…
•Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло;
Из банана - банановое повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей)
Лампа, кошка, стул…
•Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это …. лимоны.
Это груша, а это. груши.
Это яблоко, а это …. яблоки.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
Литература
1. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид – М. : Просвещение. 1972.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение,1981.