Таисия Михалева
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП дов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На примере слова "СНЕГ"
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»
Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы
1 Этап
ознакомления
(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство
детей
со словом-доминантой
и его
понятийным содержанием (значением) Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов. Чтение рассказа З. Трофимова «Снег – что это такое?»
Публикация «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП ДОв ДОУ» размещена в разделах
Проблемный вопрос: «Что такое снег?»
Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег»
2 Этап
ориентации
– осмысления
(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство
детей с
семантическим полем
на основе
одного вида
отношений
доминанты Доминанта – снег.
Вид отношений – отношения качества.
Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает.
3. Этап
организации
(см. фрагмент 2 организации совместной деятельности педагога и детей
(познавательно-исследовательская) Моделирование детьми
семантического поля
(составление семантических полей на основе разных видов отношений
доминанты) Доминанта – снег.
А) Вид отношений – отношения состояния.
Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый. Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.
Б) Вид отношений – отношения действия.
Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит. Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.
В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные).
Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник. Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты.
Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»).
Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима.
Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар. Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты.
Д) Вид отношений – отношения сказочности.
Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты.
4 Этап применения
(см. фрагмент 3 ООД) Овладение детьми
смысловой
стороной
слова-доминанты
А) Речевая ситуация «Лесенка» : придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег».
Семантическое поле –
снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник. Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.
Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений:
«Как снег на голову»,
«Искать прошлогодний снег»,
«Снежный человек». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.
Домашнее задание
Подготовка к конкурсу
«Лучшая снежинка» Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка» Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания.
Конспект фрагмента 1
совместной деятельности педагога и детей
(на основе познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой деятельности)
(работа со словом-доминантой «снег»)
Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «снег».
Задачи.
1. Познакомить детей со словом-доминантой «снег» и его понятийным содержанием (значением).
2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «снег» на основе отношений «отношения качества».
3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «отношения качества».
Материал: рассказ З. Трофимова «Снег – что это такое?», иллюстрации с изображением полезных качеств снега.
«Снег – что это такое?» (З. Трофимов)
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.
Иллюстрации с изображением полезных качеств снега
воздушный пушистый красивый
талый мягкий защитный
твердый
Ход
I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Беседа по рассказу З. Трофимова «Снег – что это такое?».
Цель. Познакомить детей с рассказом З. Трофимова «Снег – что это такое?», сформировать и активизировать представления детей о снеге; развивать умения делать выводы, активизировать речь; воспитывать интерес к художественной литературе и развивать любознательность к окружающему миру.
Содержание. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ З. Трофимова, который называется «Снег – что это такое?».
После прочитанного воспитатель задает проблемный вопрос: «Что такое снег?», выслушивает ответы детей, дополняет их и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег» (Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов).
II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ
Рассматривание иллюстраций с изображением полезных качеств снега.
Цель. Сформировать у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, чувствовать красоту произведения.
Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением полезных качеств снега, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.