Лучший педагог года

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Чистоусова Марина Владимировна
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Грамматический строй речи – это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Публикация «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Грамматический строй ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая существующие нормы и правила языка, ребёнок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматически правильным формам. В систему речевой работы с детьми дошкольного возраста входит работа по формированию грамматически правильной речи.

Формирование грамматически правильной речи осуществляем двумя путями:

• В обучении на занятиях.

• В воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

Обучение детей грамматическим навыкам педагоги проводят как часть занятия по речевому развитию на материале занятия. Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться программой. Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.

В настоящее время это чаще тема «Осень», в младших группах тема «Игрушки», «Овощи», «Фрукты».

На занятиях по другим разделам программы, также возможно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм, например на занятии по математическому развитию упражнять в правильном сочетании числительных и существительных.

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В связи с этим педагоги стремятся, чтобы их речь была культурной и грамотной.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи :

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала (в старших группах) – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

«Приготовим сок и сварим варенье». «Из яблок сок … (яблочный, а варенье (яблочное); из груш … (грушевый, грушевое); из слив … (сливовый, сливовое); из вишни … (вишневый, вишневое); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок, апельсиновое варенье из чего? И т. д.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: дождь капает, а ветер…дует, у березы листья желтеют, а у осины…краснеют, белый гриб съедобный, а мухомор…., у лошади жеребенок, а у коровы….

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, пальто, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже

«Один — много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое) — осеннее,

ветер (какой) — осенний,

аллея (какая) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

. дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,. сыро — сырая,

. хмуро — хмурая,. солнечно — солнечная,. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

. холодная — жаркая,

. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что) —. ;

школьники идут с портфелями (куда) —. ;

листья на деревьях стали (какими) —. ;

цветы на клумбах (что сделали) —. ;

птицы улетают (куда) —. ;

звери делают на зиму (что) —. ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками, либо дети в костюмах или в масках. Вначале режиссером бывает сам педагог, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода представляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы»

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. Картина не должна просто висеть в группе как украшение или в соответствии с сезоном, она должна работать на развитие речи детей. Картинный материал должен быть сменным, чтобы поддерживать постоянный интерес детей.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи. Не следует сразу требовать пересказ, рассказ или сказка должны быть лоррро хорошо знакомы детям. прочитаны и хорошо знакомы детям.

Методические приемы :

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи, не ложить – а класть, телефон звонит,

Снять (что) – пальто, но раздеть (кого) – куклу.

Надеть (что) – шапку, но одеть (кого) – мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (яблок – груш- апельсинов- арбузов, дождей-грибов-деревьев). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Листопад называют потому, что листья падают на землю с деревьев». «Подберезовик, гриб, который чаще всего растет под березой». «Подосиновик…». «Грибник…».

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

Исправление грамматических ошибок.

Основные положения методики исправления ошибок можно сформулировать следующим образом :

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

• Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.

• Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.

• С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребё нок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».

Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.

• В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.

• При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.

Сформированный грамматический строй речи непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще- речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 05:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чистоусова Марина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД