Светлана Кувшинова
Пути активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников на основе использования проблемной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
В школе все начинается с первых дней, с первых огорчений. Дети и не предполагают, что учиться нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Так как успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития психических процессов, в частности мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения ситуаций проблемного характера.
Публикация «Пути активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников на основе использования проблемной ситуации» размещена в разделах
В практике работы детского сада мы используем различные методы активизации познавательной деятельности детей : проблемные вопросы, развивающие игры и т. д, но трудность возникает в том, что не всегда педагог может создать ситуацию поиска, дать возможность раскрыться ребёнку, и активность в решении вопроса проявляет он сам, а не ребёнок. Эффективность такого занятия низкая. А дети становятся пассивными наблюдателями.
Возникла необходимость в изучении и внедрении технологии решения проблемных ситуаций.
Сущность и механизм проблемной ситуации
Центральным звеном проблемного обучения, является проблемная ситуация - с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность ребёнка, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения
нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.
Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, отмечает А. М. Матюшкин [57], нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает воспитатель.
Для того чтобы ребёнок осознанно и глубоко усваивал материал, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, должна быть определенная последовательность умственных действий дошкольника. А для этого деятельность воспитанника должна быть организуемой воспитателем на всех этапах учения.
Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ребё нок владеет способами и приемами:
A) анализом проблемной ситуации;
Б) формулировки проблем;
B) анализа проблемы и выдвижения предположений;
Г) обоснование гипотезы;
Е) проверки решения проблем;
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации :
Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы
Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель стремится создать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, игровых моментов, эмоционального изложения материала, являются важными способами
Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос
становится проблемным при следующих условиях:
1. Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2. Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3. Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию).
Всегда ли ребёнок выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
A) воспитатель сам ставит и решает проблему;
Б) воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке
проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
B) Более высокий уровень, когда: дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством) .
Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:
- он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; - ставит проблемные задачи.