Марина Чаюк
Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мною созданы проекты :
-Родная сторона
-Растения живут со мной
Проекты по своей типологии могут быть :
-Игровые
-Творческие
-Познавательные
Я выбрала познавательные проекты. Почему?
Ежедневно взаимодействуя с детьми, я тонко чувствую, что их интересует. Возраст «Почемучек» дает широкий простор для познавательной проектной деятельности. В зависимости от доминирующих детских вопросов, я остановилась на проектах, посвященных родному краю и растительному миру, окружающему детей в группе.
Публикация «Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Проект «Родная сторона»
По продолжительности - долгосрочный (от 1 месяца до 1 года) и зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе.
Работая с детьми над проектом «Родная сторона» применяю модель «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что я задаю детям три вопроса:
-Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?
-Что мы узнали?
Используя метод проектов, я четко понимаю, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества между мной, детьми и родителями.
На этапе разработки проекта, я продумала и организовала в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Например, работая над темой «Байкал –жемчужина Сибири» создала мини-музей, в котором разместила природные объекты, собранные с береговой части озера: галька, песок, шишки и пр. Подобрала и выставила книги о Байкале, статуэтки животных, обитающих на Байкале.
Работая над темой «Мы живем в Иркутской области» создан макет города Саянска, микрорайона, где находится детский сад, с обозначением улиц, проспекта, домов.
К организации проектной деятельности подключаю родителей воспитанников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
По теме проекта предлагаю задание, в котором участвует как ребенок, так и родитель, например:
изготовление фотоальбомов «Любимый город», приготовление макетов «Север», «Пруд», «Саванна», «Деревенский дворик», «Насекомые»
Макет микрорайона «Олимпийский»
Макет «Север»
Макет «Пруд»
Макет «Саванна»
Макет «Деревенский дворик»
Макет «Насекомые»
В рамках проекта «Родная сторона» разработаны конспекты занятий по темам:
-Мы живем в Иркутской области
-Байкал-жемчужина Сибири
-Народные промыслы
-Животный мир нашего края
-Лес-богатство нашего края
-Сибирь-наш край родной
-Времена года
Разработаны игры: «Прогулка по городу», «Найди улицу», «Загадки на улицах города», «Доберись до дома», «Подскажи дорогу, «Что перепутано".
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Происходит интеграция между творчеством, познавательной сферой и коммуникацией.
Конечным результатом проектной деятельности выступает продукт. Это могут быть рисунки детей, поделки, панно, коллажи, коллекции и пр.
Так, работая над темой «Животный мир нашего края», результатом продукта стали рисунки детей техникой «пластилинография».
Тема «Лес богатство нашего края» увенчалась детскими работами техникой «мозаичная аппликация» и «мятая аппликация»
Тема «Животный мир нашего края»
Дидактический смысл проектной деятельности заключатся в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Большинство моих выпускников 2014 года успешно обучаются в начальной школе, и я считаю, что проектная деятельность, которой мы с ними занимались, дала им хороший базовый фундамент на уровне дошкольного развития.
Проект «Растения живут со мной»
Проект направлен на воспитание экологических представлений через наблюдение, опыты, эксперименты, уход за цветочными растениями.
Кроме этого решаются коммуникативные и, творческие задачи через составление описательных рассказов, конкурсы творческих работ, викторины, посещение городских выставок, экскурсий в цветочный магазин и др.
Также решаются задачи социализации воспитанников через различные игры, задачи трудового воспитания через обучение детей навыкам ухода за комнатными растениями, задачи здоровьесбережения и безопасности.
Проект долгосрочный, рассчитан на 8 месяцев, практико-ориентированный.
Работая над проектом создавалась развивающая среда: коллекции комнатных цветов в природном уголке, миниоранжерея. Создан дидактический материал: паспорт комнатных растений, пособие «Сложи картинку», «Разрезные картинки», Игры-лабиринты, картотека загадок, картотека стихов и пр.
Цветы высажены в оригинальные кашпо, сделанные своими руками «Семейка зайчат».
Проект подразумевает фотовыставки цветов, экологические акции, экологические праздники.
Проект содержит следующие темы:
-Растения в нашем уголке природы
-Как поливать растения
-Беседа о комнатных растениях
-Составление описательных рассказов о комнатных растениях
-Влаголюбивые и засухоустойчивые растения
-Мой любимый цветок
-Зеленые помощники
-Черенкование
-Комнатные растения весной
Проект дал детям знания о комнатных растениях, пробудил интерес к их разведению, бережному уходу за ними. Дети научились восхищаться красотой цветка. Опытная и экспериментальная деятельность удовлетворила потребности детей в естественнонаучных знаниях. Они смогли проявить свою творческую активность, построить межличностные отношения в малых группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Расширилась экологическая среда группы. Дизайн помещения группы приобрел нарядный вид.
Спасибо за внимание!