Екатерина Дербилова
Консультация для родителей «Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
учитель-логопед Дербилова Е. А.
«Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет».
По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
Публикация «Консультация для родителей „Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
"Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности. " М. Е. Хватцев
В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.
Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы это преодолеть - нужно понять почему ребёнок не разговаривает.
Часто Алалию переводят как "отсутствие речи". Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из- за алалии.
У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР, поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло - значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой - упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.
Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями - корректируются, излечиваются.
Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года. Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. См. Специализированные сайты. Психиатр, дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. Отоларинголог, Сурдопедагог
Ринолалия, сразу после рождения. Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
Афония, (нарушен. работы голосовых связок). Сразу после рождения Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. Отоларинголог,
Невролог, Фониатр, Логопед-дефектолог.
Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены с 2 лет:
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
ОНР обусловл/е
снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР, Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР) Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, или занимались неправильно.
2. Отсутствовало общениесо сверстникам, языковая среда.
3. Двуязычие в семье. Логопед,
дефектолог, олигофренопедагог,
психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка.
(ЗРР) обусловл-енедостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье) Психолог, Логопед-дефектолог.
Афазия (ОНР 1 ур) Диагноз чаще ставится после 3 лет В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. "Говорил фразами, а потом замолчал. " Логопед-дефектолог, Невролог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (ОНР 1) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невролог
Моторная алалия (ОНР- 1) в 2,5 года. Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоционального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (ОНР 1) в 2,5 года. Говорит на своём непонятном "птичьем" языке, вместо ответов на вопросы - дословно повторяет вопрос (эхолалия, Не понимает, что ему говорят, часто реагирует только на маму. Логопед-дефектолог
Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу
Причины Задержки Речевого Развития :
1. Наличие негрубой родовой травмы;
2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;
4. Просчеты воспитания;
5. Дефицит общения.
Причины Анартрии, Дизартрии:
Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин,важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».
Причины Афазии :
1. Нарушения мозгового кровообращения,
2. Ишемия,
3. Черепно-мозговые травмы,
4. Опухоли,
5. Инсульты,
6. Тромбоэмболии,
7. Инфекционные заболевания головного мозга.
Причины Ринолалии :
1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;
2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;
3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;
4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;
5. Невротические расстройства.
Причины Афонии :
1. Врожденный порок развития гортани;
2. Врожденный подголосовой стеноз гортани;
3. Ангиома гортани;
4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;
5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;
6. Неврологические заболевания;
7. ДЦП;
8. Астенические состояния;
9. Миастения;
10. Эндокринные нарушения;
11. Травмы голосового аппарата;
12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина);
13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;
14. Операции на органах шеи;
15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;
16. Химические ожоги.
Причины нарушения (отсутствия) слуха:
Врождё нные:
1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
2. Низкая масса тела при рождении;
3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;
5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретё нные:
1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
2. Хроническая инфекция ушей;
3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);
4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
5. Травмы головы или уха;
6. Чрезмерный шум;
7. Рекреационное воздействие громких звуков, например, во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;
8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
Причины Алалии :
1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;
2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;
3. Патология во время беременности;
4. Осложнения во время родов;
5. В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
Причины Аутизма :
1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
4. Наследственные факторы.
5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
6. Нарушения познавательных функций и речи.
7. Нарушения эмоциональной сферы.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
Причины умственной отсталости:
Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например - лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты, алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп).Заболевания женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка, такие инфекции, как: токсоплазмоз, сифилис, гепатит, сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.
Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;
Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.
Также причиной могут стать хромосомные нарушения.
Памятка для родителей при обследовании у специалистов на предмет выявления причин отсутствия речи :
1. Педиатр;
2. Лор (Отоларинголог);
3. Невролог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.
Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.