Татьяна Медведева
Причины и профилактика агрессивного поведения детей в старшей школе
▼ Скачать
Агрессивное поведение – один из самых сложных моментов в воспитании учащихся. Чаще всего ему подвержены подростки, хотя его проявления нередко встречаются и среди младших школьников. Агрессия может выражаться в разном виде: это может быть вербально и физический, но в любом случае она всегда наносит психологический дискомфорт тем, кто от неё страдает, заставляет их чувствовать себя небезопасно и тревожно. Агрессор обычно действует на основе сильных эмоций и сам страдает от своего поведения.
Публикация «Причины и профилактика агрессивного поведения детей в старшей школе» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Прежде чем разбираться в причинах и пытаться предотвратить агрессию, надо понять, что движет подростками в данном возрасте.
В старшей школе у ученика уже сформировано отношение к себе, как к члену общества. Появляется чувство “взрослости” – из этого выходят странные отношения с родителями и учителями: “я сам”, “я хочу обособиться от вас всех”, но в то же время “мне нужна помощь и поддержка” Ребенок занимает место в определенной группе и, конечно же, растет желание занять удовлетворяющее положение в этой группе – отсюда берется стремление к самоутверждению. Серьезные изменения происходят и на уровне физиологии: резкие гормональные изменения, рассогласованность темпов роста и функциональных систем. Все это в совокупности ведет к нестабильному состоянию: ребенок не понимает ни себя, ни окружающих.
Почему же дети начинают проявлять агрессию? Во-первых, неумение понимать и выражать собственные эмоции. Ребенок не делает это назло, он просто не знает, как иначе. В таком случае, нужно понять, откуда взялся такой паттерн поведения : это может быть связано с ситуацией в семье, когда агрессия является нормальным проявлением злости. Во-вторых, агрессия также может стать результатом тревоги и стресса.
Самая главная ошибка – запрещать ученику испытывать эмоции. Сама по себе злость не является плохой. Злость – это нормальное явление и нужно научить ребенка правильным образом ее выражать. Запрет на злость только научит копить гнев, что потом будет приводить к внезапным вспышкам агрессии. Первая задача для профилактики агрессивного поведения – научить ребенка понимать и выражать эмоции без вреда окружающим. Вводите больше физических игр для разгрузки, давайте мягкие предметы, которые можно безопасно кидать, бить и так далее. Устраивайте пятиминутки, где учащиеся могут в спокойном тоне рассказать, что их беспокоит и злит, как им удалось выразить злость сегодня. При работе используйте “Я-сообщения” : “Мне было неприятно, что ты поступил так”. Научите их ребенку. Работайте с эмоциональным интеллектом учащихся.
Если вы столкнулись с агрессивным поведением в классе или у своего ребенка, ни в коем случае нельзя травить обидчика. Остановите его, дайте ему успокоиться, в мягкой форме обсудите, что случилось. Если проявления агрессии систематические и не решаются никакими способами, стоит обратиться к специалисту, который назначит правильно терапевтическое и медикаментозное лечение.
Никогда не используйте агрессию сами – у ребенка должен быть пример правильного поведения. Эту функцию может выполнить устойчивый значимый взрослый, принципы поведения которого понятны.
Агрессивное поведение редко случается у детей, которых поддерживают. Хвалите ребенка даже за самые небольшие изменения в поведении – поверьте, очень сложно учиться новым способам поведения.