Данилова Полина Александровна
Причины агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста
Цель данного выступления:
- рассказать родителям (законным представителям) о детской агрессии;
- помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения своего ребёнка;
- вызвать у родителей желание пересмотреть, и начать по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.
Задачи:
- вызвать у родителей чувство ответственности за воспитание своих детей;
- вызвать у родителей желание пересмотреть, и начать по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.
Публикация «Причины агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Понятие «Агрессия».
Это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Она может проявляться физически (драка) и вербально (нарушение прав человека посредством оскорбления, унижения и так далее).
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.
В настоящее время дети с агрессивным поведением чаще встречаются в школе. Часто причиной агрессии детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей, и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи. Если ребёнку хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Наказание за агрессию приводит к такому же результату так как загнанная внутрь агрессия обязательно проявится: если не дома, то в школе.
Классификация проблем по значимости для младшего школьника:
1. Отметка. Для детей младшего возраста становится главным. Младшему школьнику трудно увидеть разницу степени подготовки и интерпретации материала собственного и его одноклассников. У ребенка возникает чувство несправедливости учителя по отношению к нему, еще хуже, когда и родители настроены против учащегося. Эмоции захлестывают и ребенок «встает на тропу войны», его поведение меняется в худшую сторону. Он сердится, гневается и, наконец, выплескивает свою агрессию на окружающих, еще хуже, если ребенок все наболевшее носит в себе.
2. Критика. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к критике, какой бы безобидной она не казалась.
3. Невнимание родителей. Огорчает детей, затем вызывает чувство вины и страха, которые трансформируются в агрессию.
4. Взаимоотношение учащихся с друзьями или другими одноклассниками.
Так, причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события.
Причины агрессивности:
1. Частой причиной детской агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях, то в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира, ребёнок начинает проявлять агрессивность и она становится нормой его жизни.
2. Влияние учителя. Одной из причин агрессивного поведения младших школьников может стать влияние учителя, вызывающего агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью как пример агрессивного поведения детям.
3. Характерологические особенности младшего школьника. Например, гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам и другое.
Признаки агрессивности:
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить; унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Вывод. Существует много причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поэтому родителям и учителям следует уделять особое внимание данному возрасту. Ведь те проблемы, которые остались у ребенка с детства переходят в юность, а после и во взрослую жизнь. Психологи, педагоги и родители совместным усилиями должны помогать подрастающему поколению.