ольга гуляева
Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. Снизилось число здоровых детей. Увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. Возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
В нашем детском саду также как и во всех дошкольных учреждениях у детей наблюдаются проблемы со здоровьем, В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методыНесомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
I ЧАСТЬ: «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
А теперь давайте проверим себя и подберём к каждой технологии приёмы (педагогам раздаются листы с надписью приёмов всех технологий, работают в группе с одной из заданных тем).
Технологии сохранения и стимулирования
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Бодрящая гимнастика
Звуковая гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Точечный массаж
Занятия в бассейне
Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика
Сказкотерапия
Цветотерапия
Арт –терапия
Су-Джок терапия
Музыкотерапия
II ЧАСТЬ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
1. Гимнастика для глаз.
Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
)
2. Упражнение “Звуковая гимнастика”
Звуковая гимнастика представляет собой произношение определённых звукосочетаний вместе с определёнными техниками дыхания и выполнение физических упражнений. Комплекс звукового дыхания повышает обменные процессы в клетках за счёт звуковой вибрации. Функционирует вся лёгочная система, и организм лучше выполняет свои защитные функции. Упражнения можно выполнять ежедневно. Наиболее интенсивно их нужно использовать в осенне-весений период.
А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.
3. Проблемно-игровые и коммуникативные игры.
Коммуникативные игры позволяют вовлечь ребенка в процесс социальной адаптации, помогают развить мимику, жестикуляцию, пантомимику. Дети учатся управлять своим телом, создают позитивное отношение к нему. Кроме того, такие игры способствуют тому, что малыши начинают лучше понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Они пытаются с помощью речи и выразительных движений показывать свое эмоциональное состояние. Это развивает их образное мышление, стимулирует невербальное воображение. можно и слегка покричать Игры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности, могут проводиться в любое свободное время. Такие занятия могут даже организовываться незаметно для самих детей. Воспитатель просто включается в игру, вводя в нее необходимые ему элементы.
«Встреча в галстуках». Предлагаю вам надеть галстуки (зеленые, черные, желтые). Зеленые галстуки принадлежат новаторам, которые показывают технологии. Черный галстук – пессимистам, которые выделяют отрицательные моменты технологий. В желтых галстуках оптимисты, выделяющие все положительное.
Фиточай
Фиточай - это чай, приготовленный из листьев, цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений.
Это одно из древнейших лечебных средств.
Фиточай помогает восстановить силы, повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и изысканным ароматом, приятным вкусом.
Липовый чай – полезный и вкусный напиток, который оказывает на организм человека общеукрепляющее действие и помогает вылечить многие болезни. Напиток способствует снижению температуры и обладает потогонным эффектом, поэтому в народной медицине его активно используют для лечения простудных заболеваний и повышения сопротивляемости организма различным бактериям и вирусам. Напиток обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами, поэтому отлично помогает при ангине и многих других заболеваниях горла. Используют его и для лечения небольших ранок и гнойничков на слизистых оболочках. Чай из цветков липы благотворно действует на нервную систему, нормализует сон, помогает бороться с нервным напряжением и бессонницей. шлаки и токсины. Напиток благотворно влияет на состояние кожи, волос и ногтей. Липовый чай предотвращает возникновение и развитие раковых опухолей. Липовый чай благотворно влияет на женский организм. В своем составе продукт содержит фитогормоны, которые практически ничем не отличаются от женских половых гормонов. В критические дни он избавляет от тянущих болей внизу живота. Полезен чай из липы и женщинам во время климакса, ведь он уменьшает количество приливов, нормализует артериальное давление, снимает раздражительность и защищает от резких перепадов настроения. Липовый чай оказывает омолаживающее действие на женский организм и ускоряет обмен веществ. Он является низкокалорийным продуктам, поэтому подходит худеющим женщинам и тем представительницам прекрасного пола, которые тщательно следят за своей фигурой. Благодаря вкусному напитку жировые клетки начинают активно расщепляться и выводиться из организма. Многие из нас, испытывая нервное напряжение или стресс, начинают успокаивать себя вредной и высококалорийной едой. Чай из цветков липы благотворно влияет на нервную систему, нормализует сон и притупляет аппетит, что очень важно для худеющих и следящих за фигурой людей.
Чай с шиповником – это не просто напиток, но также и уникальная кладезь витаминов, дарящая организму жизненные силы!
В первую очередь, плоды шиповника славятся своими бактерицидными и фитонцидными свойствами. Это означает, что чай, настой и отвар из шиповника замедляют рост или полностью убивают патогенную микрофлору: бактерий, вирусы, грибки. Именно поэтому так важно пить шиповниковый чай в разгар эпидемий.
Отдельного внимания заслуживает высокое содержание витаминов в шиповнике. Это настоящий поливитаминный комплекс: А, Е, Р, К, В2 и просто огромное количество витамина С. В шиповнике содержится много железа, фосфора, эфирных масел и дубильных веществ. Благодаря этому чай и настой шиповника могут использоваться как общеукрепляющее средство при общей слабости, малокровии, в период выздоровления после болезни.
Настой из шиповника для детей
Этот прекрасный напиток полезен и детям, особенно тем, кто страдает частыми простудами и болезнями горла, он поможет быстрее восстановиться после болезни, улучшит аппетит, восстановит силы и способность к обучению.
Также полезен шиповник детям с дисбактериозом и хроническими заболеваниями кишечника, он улучшает пищеварение, уменьшает болезненные спазмы.
Как правило, дети, даже самые маленькие, с удовольствием пьют настой шиповника, а чтобы улучшить его вкус, можно добавить апельсиновый сок или положить дольку лимона.
Мята имеет набор полезных свойств и используется в лечении и профилактике множества заболеваний. Содержание в ней эфирного масла составляет 3%, мята содержит пинен, пиперитон, дубильные вещества. Существует больше 25 видов растения. Кроме ментола, в мяте содержится аскорбиновая кислота и каротин.
К полезным свойствам мяты относятся:
болеутоляющее;
сосудорасширяющее;
успокаивающее;
тонизирующее и т. д.
Чай с мятой хорошо помогает при лечении простудных и вирусных заболеваний. Свежий чай избавит от головной боли и мигрени, устранит первые симптомы простуды.
На взрослый организм, чай с мятой влияет успокаивающе. Но вот влияние на организм ребенка до конца не известно. Мята, содержание в ней ментола, может спровоцировать у ребенка аллергию, кожный зуд, сыпь. Чай с мятой следует давать ребенку старше 3 лет, и желательно после консультации с педиатром, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.
Спасибо, что вы нашли время. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.