малика журавлева
Здоровьесберегающая технология «Боди перкуссия»
▼ Скачать + Заказать документы
Техника Body Percussion
2024
Опыт работы - «Техника Body Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4-7 лет, в том числе у детей с ОВЗ».
Техника Body Percussion - это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного возраста.
Публикация «Здоровьесберегающая технология „Боди перкуссия“» размещена в разделах
Опыт работы (речевая игротека) адресован специалистам, воспитателям дошкольного образовательного учреждения. В нем представлена система музыкальных игр и заданий для формирования чувства ритма, развития познавательных процессов (произвольное внимание, речь, память, мышление) и коммуникативных навыков у дошкольников.
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки.
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, оно помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела, техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».
Данная техника нашла отражение в разработках Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». Техника Body percussion является основой занятий с детьми 4-7 лет в рамках программы кружка дополнительного образования «Ритмика и жесты». В ней детям, в соответствии с возрастом (в игровой форме, предлагаются задания, в которых движение, музыка и ритм соединились в одно целое. Техника Body Percussion, кроме формирования чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитии фантазии, импровизации. И при этом дошкольники получают большое удовольствие от процесса обучения.
У каждого жеста есть определенное название. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.
Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
а) на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
б) на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в) в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях, в дополнительном образовании с детьми позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, особенно для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Такие дети с особым воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.
Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен, что очень нравится дошкольникам и обогащает их музыкальные впечатления.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала. Для примера дана песня "Привет, лето", при разучивании которой очень хорошо использовать технику Боди перркуссия
Песня "Привет, лето"
Привет, лето, слышишь шум лета
И в ладоши звонко хлопает листва.
Сегодня все вместе мы поём песню
От которой просто ходит кругом голова.
Но радостным светом полон мир этот
И небесная смеётся синева.
Не зевай лето и давай под шум ветра
Солнечную песню напевай.
Привет лето, как всегда где-то
Жизнь прекрасна и проста, как дважды два.
Есть добрые вести – мы опять вместе
И повсюду зеленеют листья и трава.
Зачем дремать ветру на ветвях кедра
Если в пеньи птичьем слышаться слова.
Не зевай лето и давай под шум ветра
Солнечную песню напевай.
Привет, лето. Не секрет это
Что мелодия той песни не нова
Пускай слова песни вместе лет двести
Но ведь песня потому наверно и жива.
Пока шумят ветры над землёй щедро
И в ладоши звонко хлопает листва.
Не зевай лето и давай под шум ветра
Солнечную песню, солнечную песню
Солнечную песню напевай!