Елена Судницына
Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
«Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста»
Цель: Развитие речи детей в процессе экспериментирования
Ход:
1 слайд Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим об экспериментировании как средстве развития речи детей раннего возраста. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Публикация «Экспериментирование как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако, чтобы быть понятым, чтобы возросшая потребность в общении была удовлетворена, имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи.
3 слайд В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» - одна из образовательных областей. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, а также выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день в речевом развитии детей раннего возраста существует множество проблем: недоразвитие речевого аппарата и его анатомического строения, недостаточность общения детей друг с другом и со взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этой связи развитие речи малышей становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
4 слайд Цель и задачи сформулированы на слайде.
5 слайд Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста я использую экспериментальную деятельность, в частности для решения таких задач, как формирование фонематического слуха и развитие звукопроизношения. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Экспериментируя, всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
На моих занятиях дети не просто учатся экспериментировать, но и правильно говорить, добывая знания, развивая свою речь.
6 слайд На первом этапе работы был проведен педагогический мониторинг, в ходе которого я выявила, что не все дети понимают речь взрослого, не понимают обозначения названия предметов, действий (спит, ест, поет, слушает, а также слов, обозначающих ярко выраженные признаки предметов (большой, маленький, красный).
7 слайд Определены следующие направления работы.
8 слайд Одним из условий успешной работы выступает создание развивающей предметно-пространственной среды, которая соразмерна не только росту ребенка раннего возраста, физиологическим возможностям, но и руке.
Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В совместной деятельности с детьми раннего возраста я не создаю ситуативные игровые сценки, а помогаю малышам выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: покрась водичку, перелей водичку, пересыпь сухой песочек через сито, мельницу и т. д.
9 слайд Все действия, производимые руками, стимулируют развитие речи ребенка. Ведь известно, чтобы замолчать, надо заблокировать руки. А чтобы ребенок заговорил, надо дать ему предмет в руки. В процессе игры он увлекается и не замечает, что его учат. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Важно, при игре с песком проговаривать все действия, просить детей повторить ваши слова, обращаться к детям с вопросами.
Таким образом, решаются задачи:
- формирование представления о свойствах песка (сыпучесть, влажность);
- обогащение активного словаря словами: песчинки, маленькие, сухой, сыплется, «течет», лепится.
10 слайд Малыш экспериментирует дома, в детском саду, на улице. Он познает свойства предметов, явлений, накапливает информацию об окружающем мире. Мы, взрослые, должны показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло. Важно познавать, экспериментировать вместе с ним!
Вода течет, разливается, высыхает. Здесь решаются задачи как познавательного характера, связанные с выполнением действий, так и речевого: обогащение активного словаря глаголами, обозначающими действия.
11 слайд Игры с цветной водичкой, с пальчиковыми красками играют важную роль в формировании восприятия цвета у ребенка, способствуют релаксации, расслаблению, могут просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. В процессе данных игр формируем представление о цвете, обогащаем активный словарь детей словами- прилагательными: синий, зеленый, желтый, красный.
12, 13 слайды В процессе экспериментирования я показываю детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) она замерзает, превращается в лёд, тем самым обогащаем активный словарь словами - существительными: вода, лед, льдинка; закрепляю знания основных цветов, учу выражать словами свои впечатления.
14, 15 слайды При изучении свойств легких и тяжелых предметов, обращаю внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, а другие тонут. Активизирую речь детей, обогащаю активный словарь: легкий, тяжелый, плавает, тонет.
16 слайд В процессе игр с солнечными зайчиками формируются детские представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).
Дети упражняются в произношении стихотворения в соответствии с движениями:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей, вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок.
Дети ловят "зайчика" на стене.
17 слайд Работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители участвуют в родительских собраниях, получают индивидуальные консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
18 слайд На заключительном этапе мной была проведена оценка результативности работы – повторный педагогический мониторинг. Использование экспериментальной деятельности позволило повысить динамику развития речи детей. Результаты представлены в диаграмме.
По результатам итогового мониторинга, я убедилась, что экспериментальная деятельность способствует повышению уровня речевого развития у детей раннего возраста. А значит, позволит нашим воспитанникам:
- научиться понимать многие явления окружающего мира;
- лучше адаптироваться в практической жизни;
- стать самостоятельным и уверенным в себе.
В дальнейшем в своей педагогической деятельности я буду продолжать использовать технологию детского экспериментирования как наиболее эффективный метод речевого развития детей.
19 слайд На данном слайде можно увидеть достижения детей, участвующих в различных конкурсах.
20 слайд В результате оформлены материалы по данному направлению работы.
21 слайд Для развития мелкой моторики пальцев рук мною разработан и изготовлен Сенсорный коврик. С помощью него у ребенка:
совершенствуются ловкость и точность движений;
формируется знание цветов;
развиваются творческие способности, речь;
вырабатывается усидчивость.
формируются элементарные математические представления «один», «много»;
развиваются мышление, тактильная чувствительность.
формируется умение различать и группировать предметы по размеру «большой», «маленький», по длине - «длинный», «короткий»
формируются представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Так же мною разработана картотека дидактических игр:
«Какие бывают фигуры?»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей тактильно обследовать
геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их).
Содержание: детям показать на квадратах геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, предложить тактильно обследовать, называя их.
«Найди фигуру»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей зрительно, тактильно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Содержание: детям предлагается показать на квадратах геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, тактильно обследовать, называть их.
«Из каких фигур состоит домик собачки?»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей зрительно узнавать, соотносить и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) из которых состоит домик собачки.
Содержание: детям предлагается определить на картинке, какие геометрические фигуры включены в конструкцию домика для собачки, соотнести их с плоскостными геометрическими фигурами на квадратах коврика и назвать.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; учить детей выделять форму, пользуясь геометрическими образцами коврика, в конкретных предметах окружающей обстановки.
Содержание: детям предлагается сопоставить форму геометрических образцов коврика с предложенными предметами окружающей обстановки (например, тарелочка для кукол, кубик, призма, колечко от пирамидки).
«Расстегни-застегни»
Цель: развивать мелкую моторику, учить детей самообслуживанию, развивать усидчивость, самостоятельность, способствовать развитию интереса к знаниям.
Содержание: детям предлагается расстегнуть / застегнуть молнии на коврике.
«Один - много»
Цель: учить детей сравнивать по количеству «один – много».
Содержание: детям предлагается сравнивать образцы на съемных квадратах по количеству, например, круг (треугольник, квадрат) один, а пуговиц – много и т. д.
«Большой- маленький»
Цель: упражнять детей в умении сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой, маленький».
Содержание: детям предлагается сравнивать по величине образцы на съемных квадратах, например, желтый круг (на синем квадрате) большой, а синие пуговицы (на желтом квадрате) маленькие и т. д.
«Длинный- короткий»
Цель: упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами «длинный, короткий»
Содержание: детям предлагается сравнивать по длине образцы на съемных квадратах, например, зеленые нитки длинные, а желтые – короткие и т. д.
«Цветная дорожка»
Цель: упражнять детей в умении узнавать и называть основные цвета, составлять из съемных квадратов цветную дорожку.
Содержание: детям предлагается составить из съемных квадратов дорожку определенного цвета.
22 слайд Опыт работы транслируется на разных уровнях
23 слайд На данном слайде вы можете видеть список литературы, который я использовала в своей работе.
24 слайд Спасибо за внимание. Надеюсь, вы нашли для себя, что-то новое и полезное и будете использовать в работе с детьми.