Надежда Лушникова
Методическая разработка «Всем правила дорожные нужны и для всех они важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Согласно печальной статистике в Российской Федерации ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы тысячи детей дошкольного возраста. Причины этого явления лежат не только в области организации самого дорожного движения, но и в области воспитания и образования подросткового поколения. Анализ деятельности образовательных организаций в этом направлении позволяет выделить несколько болевых точек, от устранения которых зависят функционирование системы обучения безопасному участию в дорожном движении и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, а также его реальные результаты. Таким образом, существует необходимость создания образовательной программы, подготовка которой предполагает:
Публикация «Методическая разработка „Всем правила дорожные нужны и для всех они важны“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Отбор содержания обучения, необходимого и достаточного для формирования у детей 4 – 7 лет (в условиях дошкольных организаций разного типа) навыков безопасного поведения на дорогах, знание дорожных знаков и дорожной разметки.
Разработку планируемых целевых результатов обучения и требование к освоению навыков безопасного поведения на дорогах и улице детей дошкольного возраста.
Основные принципы формирования образовательной программы по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах для воспитанников дошкольных организаций:
- Принцип системности – основан на трех уровнях.
Отражение, у ребенка формируется общее представление о понятиях, безопасности поведения на улице и дороге.
Овладение первичными знаниями.
Развитие компетенции безопасного поведения на дорогах и улице посредством игровых методов.
- Принцип индивидуальности и общности.
Освоить необходимые компетенции возможно при взаимодействии не только со взрослыми (родитель, педагог, но и со сверстниками. Таким образом, данный принцип предполагает возможность действовать как индивидуально, так и в группе.
- Принцип дифференциации.
Позволяет учесть возрастные особенности личности ребенка, его возможности во время развивающей деятельности.
- Принцип триады.
При выстраивании системы воспитатель – ребенок – родитель, помогает привлечь родителей в образовательную деятельность дошкольной организации, своевременно обнаружить проблемы.
- Принцип субъективного моделирования.
Дает возможность формировать и развивать безопасное поведение путем принятия дошкольниками таких социальных ролей, как ребенок – пассажир, ребенок – пешеход, ребенок – водитель.
- Принцип вариативности.
Обеспечивает построение занятий в зависимости от уровня сложности, возраста детей.
- Принцип атиципации. Построен на использовании игровых форм, использующих настоящие (реальные) ситуации, воспроизведение моделей поведения на улицах и дорогах в игровых сеансах. Методика проведения занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на оборудовании. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.
Цель создать условия для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
В группе раннего возрастаДети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Учится различать красный и зеленый цвета.
Следовательно в центре есть:- набор транспортных средств;- иллюстрации с изображением транспортных средств;- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, картинки с изображением того или иного вида транспорта);- дидактические игры «Собери машинку» (из 4-х частей, «Поставь машинку в гараж», «Светофор»
В младшей группеДети продолжают работу по распознанию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, желтый и зеленые цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть»
Следовательно в центре есть:К предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения в младшей группе раннего возраста, добавляются:- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку»;- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть без перекрестка;- макет транспортного светофора.
Для детей средней группы Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора и наоборот.
В центре безопасности есть:- макет светофора с переключающимися сигналами;- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;- на макете улице нанесен пешеходный переход.
В старшей группе В возрасте 5-6 лет у детей происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток» и «Дорожные знаки»
В центр безопасного дорожного движения добавляются:- макет перекрестка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке;- макет со съемными предметами, для того, чтобы дети сами могли моделировать улицу;- набор дорожных знаков : информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»; предупреждающие знаки – «Дети», «Дорожные работы»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипеде запрещено»;предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;Так же имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак?», «Перекресток», «Наша улица»;- схема жестов регулировщика; - атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группеДети изучают проблемные ситуации на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются
Содержание уголка:- картотека «опасных ситуаций»;- фланелеграф для моделирования ситуаций на дороге;- картотека мультфильмов
Результативность
Кто бы не обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.