Приложение МААМ

Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в младшей группе

Матвеенко Галина
Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспекты занятий по песочной терапии

Матвеенко Галина Викторовна

Тема программы: «Путешествие по песочной стране»

1. Тема «Игры и упражнения на поверхности сухого песка»

1. Занятие

Тема занятия «Здравствуй, песок

Цель занятия: Снижение психофизического напряжения

Оборудование: Песочница

Ход занятия:

Морскими песками

Песочницы полны,

Я глажу руками

Песочные волны.

Публикация «Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в младшей группе» размещена в разделах

Песочные воды

Заманчиво зыбки,

Там плавают плавно

Песочные рыбки.

В песочных волнах

Провести я готов

Немало счастливых

Песочных часов!

И может услышу

Как где-то на дне

Солёное море

Дышит во сне.

Воспитатель:

Ребята давайте мы все вместе поздороваемся с песком:

Здравствуйте, ручки

Здравствуйте, ручки! (дети хлопают в ладошки)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуйте, ножки! (поглаживают ноги)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуй, песочек! (дети дотрагиваются до песка ладошками)

Привет, привет! (набирают песок в кулачки, медленно высыпают в песочницу)

Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.

2. Занятие

Тема занятия «Кто по стёжечке идет»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Ход игры:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии

3. Занятие

Тема занятия «Волшебные отпечатки»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница

Ход занятия:

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Рассмотри отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давай дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.

4. Занятие

Тема занятия «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.

Ход игры: Педагог-психолог, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на интерактивной доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог-психолог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

5. Занятие

Тема занятия «Песочный дождик»

Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница

Ход занятия:

Педагог: В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями. Затем ребёнок должен просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из (контрастного по фактуре) песка.

6. Занятие

Тема занятия «Песочный ветер»

Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница, одноразовые трубочки для коктейля.

Ход занятия:

Педагог: В песочной стране может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой ветер. Смотрите, как это происходит.

Малыши учатся дуть в трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

7. Занятие

Тема занятия «Создаём узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы А …»

Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Оборудование: Песочница.

Ход занятия:

Педагог: Обитатели песочной страны любят рисовать. Педагог рисует на песке пальцами (меняя их) правой, а затем левой руки. Вы сами можете попробовать. Дети рисуют солнышко, бабочку, самолёт и т. д. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.

2. Тема «Игры и упражнения на поверхности мокрого песка»

1. Занятие

Тема занятия «Здравствуй, песок

Цель занятия: Снижение психофизического напряжения

Оборудование: Песочница, маленькая леечка.

Ход занятия:

Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Педагог показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Педагог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Педагог просит по разному «поздороваться с мокрым песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным?

Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.

2. Занятие

Тема занятия «Чувствительные ладошки»

Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Оборудование: Песочница, маленькая леечка.

Ход занятия:

Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Положи ладошки на песок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка; «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.» Занятие заканчивается уборкой игрового уголка, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

3. Занятие

Тема занятия «Волшебные отпечатки»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница, маленькая леечка.

Ход занятия:

Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей. Оставьте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Рассмотрите отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давайте дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

4. Занятие

Тема занятия «Необыкновенные следы»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница, маленькая леечка.

Ход занятия:

Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

5. Занятие

Тема занятия «Отпечатки»

Цель занятия: Сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки. Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки.

Ход занятия:

В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)

Педагог начинает игру, делая отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

6. Занятие

Тема занятия «Печем куличики»

Цель занятия: Учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами)

Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки).

Ход занятия:

В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)

После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок : сухой или мокрый. Вместе с малышом полейте песок. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

3. Тема «Игры и упражнения с погружением рук в песок»

1. Занятие

Тема занятия «Секретные задания кротов»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Оборудование: Песочница.

Ход занятия:

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Педагог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант 2 : все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

2. Занятие

Тема занятия «Песочные прятки»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход занятия:

Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

4. Занятие

Тема занятия «Волшебный клад»

Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения. ориентировку в пространстве, согласно словесным указаниям. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: Песочница, плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход занятия:

В руках педагога - кукла-волшебница из «Страны Чудес». Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей, она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

5. Занятие

Тема занятия «Норки-холмики»

Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Оборудование: Песочница, фигурки зверей.

Ход занятия:

Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает в песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает норки в песке, лепит холмики — жилище для зверей. Тебе нравилось, похвали себя.

6. Занятие

Тема занятия «Угадай на ощупь»

Цель занятия: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные и объемные фигурки.

Ход занятия:

Малыш отворачивается, а педагог в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

4. Тема «Дидактические игры и упражнения»

1. Занятие

Тема занятия «Песочные строители»

Цель занятия: Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Оборудование: Песочница, плоскостные и объемные фигурки. Ход занятия: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

2. Занятие

Тема занятия «Узоры на песке»

Цель занятия: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.

Ход занятия:

Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Итог занятия:

Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в младшей группе
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 16:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Матвеенко Галина (УИ 1244401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД