Глотова Светлана Васильевна
Презентация «Уже не малыш, ещё не школьник!»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему: «Уже не малыш, ещё не школьник».
(1 слайд название собрания).
Дошкольники и младшие школьники. (2 слайд «дошкольники и младший школьник»).
Шестилетки - дети особенные. Если спросить специалиста по дошкольному воспитанию, каковы наиболее характерные черты шестилетнего ребёнка, какова его ведущая деятельность, то мы услышим, что шестилетка – старший дошкольник, его развитие определяется игровой деятельностью, хотя и теряющей уже своё значение. Если же задать тот же вопрос специалисту по школьному возрасту, то рассказ будет иным. Мы узнаём о возникновении интереса к школе, учению, о зарождении учебной деятельности, которая становится в этом возрасте ведущей. Однако ни в том, нив другом рассказе не будет большой определённости. На самом деле шестилетка – это уже не дошкольник, но ещё не школьник.
Публикация «Презентация „Уже не малыш, ещё не школьник!“» размещена в разделах
(слайд 3 «Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина»)
В детской психологии существует периодизация развития ребёнка, предложенная Д. Б. Элькониным. В ней любой детский возраст характеризуется определённым типом ведущей деятельности. Что это такое ведущая деятельность? На протяжении всего детства ребёнок осуществляет разные виды деятельности – играет, рисует, лепит, конструирует, учится, общается с родителями и сверстниками. Но на каждом этапе детской жизни какая-то из этих деятельностей оказывается главной, определяющей развитие. В дошкольном детстве – от трёх до шести- семи лет- ведущей деятельностью является игровая. Это значит, что именно в игре развиваются основные психические функции ребёнка. К концу дошкольного возраста у малыша в игре формируются те качества, которые становятся основой его дальнейшего движения, основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
(4 слайд «дети рисуют, лепят и т. д.»)
Большую роль в развитии ребёнка играют и так называемые продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование. Но и они подчинены игре. Строя домик из кубиков, малыш мысленно, а часто вслух, разыгрывает целый сюжет, придумывает историю, в которой действуют воображаемые персонажи со своими характерами и судьбами. К концу дошкольного возраста ребёнок узнаёт буквы, цифры, учится складывать слова. Поэтому в дошкольном возрасте, как и в младшем школьном, он учится. Чем же отличается обучение дошкольника от обучения школьника? Дошкольник учится, играя, или под руководством родителей узнаёт буквы и слоги на очень коротких домашних «уроках». Школьник же учится всерьёз, это главное его занятие: он ходит в школу.
(5 слайд «мальчик пишет»).
Мы традиционно относим к учению лишь овладение разного рода навыками: письмом, счётом и т. д. Но зададим себе вопрос: разве, слушая сказку и развивая своё воображение, ребёнок не учится? Разве при общении со сверстниками в игре у него не появляется способность слышать другого, уважать чужое мнение? Конечно, и в дошкольных видах деятельности малыш развивается. Правда, для многих родителей, очень важно, сколько букв знает их ребёнок, до десяти или до двадцати умеет считать. Но ведь здесь, скорее, проявляется желание похвастаться своим сыном или дочкой, а не истинная забота о развитии. Умение считать и читать – это внешние показатели, на основании которых мы привыкли судить о детском интеллекте. Мы привыкли ценить только интеллект, забывая, что умственное развитие всегда остаётся лишь составной частью общего психического развития. Чем более полным оно будет в детстве, тем больше возможностей откроется перед ребёнком в дальнейшем.
(6 слайд «Хочу в школу»).
Готовность к школе включает в себя :
-сформированную у ребенка социальную позицию школьника (внутреннюю позицию) - ребенок знает, как вести себя в школе, умеет общаться со сверстниками и выстраивать отношения с ними, понимает роль учителя) ;
-переход ребенком от игры к обучению как новой ведущей деятельности (ребенок стремится и хочет учиться) ;
-произвольное поведение (умение управлять своим поведением, вниманием, умение ставить цели и достигать их) ;
-мотивационную готовность учиться в школе.
Мотивационная готовность - одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
-социальные - основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
-учебно – познавательные - интерес к новым знаниям, желание научится чему-то новому;
-оценочные - стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение;
-позиционные – связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель»);
-внешние по отношению к школе и учению («я пойду в школу, потму что мама так сказала»);
-игровые - неадекватно перенесённые в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Диагностика была направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива. Методика «Определение мотивов учения» ( цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста) и тест «Мотивационная готовность» (по Т. Д. Марцинковской) (включает в себя набор вопросов, предлагающих ребёнку выбор одного из вариантов поведения).
С высоким уровнем мотивации- 9человек;
со средним уровнем мотивации-12;
с низким уровнем мотивации – 4 человек.
1. Внешний мотив -4человек.
2. Игровой мотив -3человек.
3. Позиционный мотив -5человек.
4. Социальный – 3человек.
5. Оценочный-4 человек.
6. учебно-познавательный -6 человек.
Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач. Для этого следует вести работу с ребенком по трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности. Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.
(слайд 7 «Разные игры»).
Игра изменяется по мере взросления ребёнка. Так, в игре в «дочки – матери» разыгрываются сложные сюжеты, отражающие известные детям семейные взаимоотношения. Основным здесь является обыгрывание традиционных отношений ребёнок - взрослый, в которых не надо действовать строго по правилу, в них много ситуативного, случайного. Необходимо, к сожалению, признать, что игровая культура современных детей обедняется от года к году. Исчезают большие дворы, где вместе играли дети разного возраста, а ведь игры передаются от старших к младшим. Сегодня у детей меньше свободного времени. Поэтому они не знают многих игр, которые любили их родители, а это небезразлично для их психического развития. В игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.
(Слайд 8 «12 советов родителям»).