Светлана Морозова
Работа по самообразованию «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Публикация «Работа по самообразованию „Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.
Недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм, упускали важность общения. Иными словами, если родители мало разговаривают со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена так же рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию :
- ухудшение состояния здоровья детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.
Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников, поэтому для работы с детьми мною выбрана тема по самообразованию «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников».
Второй слайд
Целью моей работы над данной темой, является создание условий для развития всех компонентов устной речи посредством театрализованных игр. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.
Перед собой я поставила следующие задачи:
• Воспитание творческого, эмоционально раскованного, общительного ребенка, умеющего взаимодействовать с партнером.
• Развитие речи и совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи.
• Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
• Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей при постановке спектаклей, сказок, игр – драматизаций.
• Создание предметно пространственной развивающей среды.
• Взаимодействие с родителями воспитанников в совершенствовании художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихов, в драматизациях
Третий слайд
Актуальность
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду я осуществляю во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Основной "пусковой" момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо "провоцировать" ребёнка на высказывание, на ответ.
Что помогает развитию диалога? Это - инсценировки, театрализованная деятельность.
Четвертый слайд
Этапы работы по самообразованию :
1. Изучила методическую литературу по теме самообразования
2. Обобщение теоретического материала по в каждому возрасту
3. Практическая деятельность с дошкольниками (разучивание, чтение, знакомство с различными видами театров, изучение эмоций человека и т. д.)
4. Постановка игр-драматизаций, диалогов, сказок
5. Просвещение родителей воспитанников
6. Распространение педагогического опыта по теме самообразования
Пятый слайд
Технологии применяемые в работе :
Здоровьесберегающие. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов
• Игровые - игра наряду с трудом и ученьем.
• Логоритмика технология развития моторного и речевого ритмов у детей
• Интегрированное обучение - процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ребенка в группе.
Шестой слайд
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – объединение всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Седьмой слайд
Содержание работы с детьми (чтение со слайда,
видео
А сейчас, уважаемые коллеги, перед вами выступят дети средней группы с играми - диалогами.
(в зал проходят дети, здороваются с гостями)
1. Приветствие (вся группа; дети садятся на стульчики)
2. «Ворона» (Варвара, Вика)
3. «Волк и лиса» (Соня П., Женя И.)
4. Упражнение на дыхание: «Песенка - А, У, О» (выполняют дети стоя)
5. «Киска» (Катя, Женя Б.)
6. «Ёжик» (Лиза С.)
7. Упражнение на дыхание «Змейка» (выполняют дети стоя)
8. «Друзья» (Миша, Женя Б.)
9. «За солью» (Арсений, Вика)
10. Упражнение на дыхание «Ракета» (выполняют дети стоя, затем уходят в группу)
Просмотр слайдов далее.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.
Сегодня для вас я подготовила мастер-класс по изготовлению самых бюджетных игрушек из бумаги, которые не требуют больших финансовых затрат.
Мастер-класс «Из простой бумаги мастерим как маги»
Педагогам предложить рассмотреть игрушки из бумаги, и пригласить за столы 7 человек.
Ход мастер-класса
Мы сегодня научимся делать базовую модель, из которой затем можно изготовить любого сказочного персонажа. Попробуем смастерить игрушки для инсценировки сказки «Колобок».
• Берем лист бумаги для ксерокса форматом А-4
• Складываем так, чтобы верхняя часть была равна примерно 1 - 1,5 см
• Намазываем тонкую полоску клеем, приклеиваем
• Складываем заготовку гармошкой (на 4 части)
Заготовка готова, можно декорировать, приступать к созданию образа. Секрет в том, что с обратной стороны есть два кармашка, куда надо вставлять руку и управлять игрушкой (разобрать, кто какой изготавливает персонаж)
Приглашаю наших артистов проинсценировать сказку «Колобок», используя свои игрушки
Из простой бумаги можно смастерить огромное количество различных сказочных персонажей для настольного театра! И если игрушка порвется, её с легкостью можно сделать новую.
Рефлексия: предлагаю педагогам, кто не участвовал в изготовлении игрушек, оценить мою работу и работу коллег (посадить за столы) Мы с вами изготовим базовую модель, и вы нарисуете на ней свою эмоцию.
Данный материал был заимствован у педагога дополнительного образования Анастасии Сергеевны Деркач, г. Новосибирск. Сайт kladraz.ru
Литература:
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
Интернет ресурсы.