Ощепкова Марина Владимировна
Краткосрочный проект «Сфетофорик»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект "Светофорик
Введение
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Несмотря на принимаемые меры количество ДТП по вине самих детей увеличивается. Основными причинами ДТП, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Публикация «Краткосрочный проект „Сфетофорик“» размещена в разделах
Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для данного возраста формы и методы работы.
Проблема: Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? Важно не только познакомить его с основными требованиями ПДД, а научить применять на практике, быть осторожным и осмотрительным. Многие взрослые каждый день на глазах своих детей нарушают правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Поэтому необходима работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения ПДД.
Актуальность проблемы: Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Это актуально для формирования у них навыков безопасного поведения на улице.
Цель: Создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах города через ознакомление c разновидностями транспорта.
Задачи:
1. Расширять представления детей раннего возраста об окружающей дорожной среде и правилах безопасного дорожного поведения.
2. Дать детям представление о разновидностях транспорта, о правилах поведения в транспорте.
3. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, сенсорные способности, развивать речь детей.
4. Развивать двигательную активность детей, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Ожидаемые результаты:
1. К окончанию проекта сформировать у детей знания о разновидностях транспорта и навыков безопасного поведения на дороге.
2. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда)
3. Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
4. Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.
Этапы реализации проекта :
– Подготовительный (аналитический);
– Основной (реализация намеченных планов);
– Заключительный (подведение итогов).
Тип проекта : познавательно – игровой
Срок реализации: апрель 2021г. (групповой)
Участники проекта : Воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников.
Разработка проекта :
1. Создание мотивации, отвечающей потребностям детей.
2. Обозначение взрослым проблемы.
3. Подбор методической литературы.
4. Определение средств реализации проекта.
5. Обогащение уголка по правилам дорожного движения в группе.
Реализация проекта (этапы работы)
1 этап – подготовительный:
1. Постановка цели и задач.
2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
3. Подбор художественной литературы по теме (пальчиковая гимнастика, стихи, загадки).
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Подбор дидактических игр.
6. Подбор материала для продуктивной деятельности.
7. Информационное обеспечение для родителей.
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: машины легковые и грузовые, куклы, конструктор. Светофор, руль. Стол – макет дороги c тротуаром и проезжей частью, к нему маленькие машины. Настольная игра – «Транспорт», «Почини светофор», «Светофор».
2 этап – основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде»
Включает в себя:
1. Работа с детьми.
• Чтение художественной литературы на тему «Правилам дорожного
движения» :
«Светофор», «Знак «Пешеходный переход», «Знак «Движение пешеходов запрещено», «Знак «Остановка автобуса», С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину», А. Барто «Грузовик»; В. Семерин «Держись дорожных правил строго» «Светофор», И. Гурина «Малышкин светофор», «Знак «Пешеходный переход», «Знак «Движение пешеходов запрещено», «Знак «Остановка автобуса», загадки, «Учимся переходить дорогу» Н. Мигуновой (папка по ПДД).
• Беседа и рассматривание макета улицы.
Цель: формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице (приложение №1).
• Конспект НОД ФЦКМ во второй группе раннего возраста
Тема: «Знакомство с грузовым транспортом»
Цель: создание положительного эмоционального настроя детей для формирования игровой мотивации детей (приложение №2).
• Дидактическая игра «Машины разные нужны, машины разные важны»
Цель: Познакомить детей с разными видами автомобилей, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, грузовик, полиция, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека. Учить детей составлять полные предложения (приложение №3).
• Конспект НОД (Аппликация) во второй группе раннего возраста
Тема: «Сфетофор»
Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «круг». (приложение №4).
• Пальчиковая гимнастика «Машина» (приложение №5).
• Конспект НОД (рисование) во второй группе раннего возраста
Тема: «Светофорчик»
Цели: Создать комфортный положительный эмоциональный фон, познакомить детей с правилами ПДД, продолжать знакомить детей со свойствами окружающего мира: цвет, формировать у детей плоскостное представление при рисовании (приложение №6).
• Конспект НОД по ПДД во второй группе раннего возраста
Тема: «Наш друг светофор»
Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета «глаз» светофора, воспитывать культуру поведения на улице (приложение №7).
• Дидактическая игра «Почини светофор»
Цели: уточнить и систематизировать представления детей о видах светофоров (светофор для пешеходов - двухцветный и для водителей - трехцветный) и цветовых сигналах светофора, формировать представления о безопасном поведении на дороге, воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения (приложение №8).
• Просмотр мультфильма по ПДД «Смешарики в большом городе»
Цель: формирование навыков правильного поведения детей на улицах города и на дороге (приложение №9).
• Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: закрепить у детей знания об автобусе, его назначении; развивать диалогическую речь; воспитывать умение играть дружно (приложение №10).
• Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: закрепить представления о транспорте, ПДД; развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу воспитателя (приложение №11).
3 этап – заключительный
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей «Правила безопасного поведения на проезжей части».
2. Рекомендации родителям детей раннего возраста.
Приложение №1
Беседа и рассматривание макета улицы.
Цель: формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.
Словарь: улица, тротуар, дорога, дома, машины.
Ход беседы:
Воспитатель: ребята сегодня мы с вами поговорим об улице. Посмотрите, какая улица широкая, красивая. У каждой улицы есть название. На ней большое количество домов. По дороге едет много разных машин. Какие машины вы видите?
(дети называют грузовые и легковые машины).
Воспитатель: Правильно. А какие машины называются грузовыми? (которые перевозят грузы)
Воспитатель: Правильно. А какие машины называются легковыми? (которые перевозят людей)
Воспитатель. Где едут машины? (по дороге)
Воспитатель. Да, машины едут по дороге. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди? (тротуар)
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.
Воспитатель предлагает детям посмотреть и рассказать, что еще они видят на улице, обращая внимание детей на отдельные объекты - дома, деревья и т. д.
Воспитатель: сегодня мы рассмотрели улицу, она широкая, красивая, на ней расположены дома высокие и низкие, растут деревья, ездит много машин. Ездят они по дороге. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу.
Приложение №2
Конспект НОД ФЦКМ во второй группе раннего возраста
Тема: «Знакомство с грузовым транспортом»
Цель: создание положительного эмоционального настроя детей для формирования игровой мотивации детей
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование понятия о грузовом транспорте;
- формирование умения слушать текст стихотворения;
2. Развивающие:
- закрепление знания цветов;
- развитие двигательной активности;
3. Воспитательные:
- поддерживать желание работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций транспорта.
2. Чтение произведений о транспорте.
Оборудование: Игрушечный грузовик, мягкая игрушка «Кот», руль для игры «Воробушки и автомобиль».
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Что это? (ответы детей)
Рассматривание машины.
- Посмотрите, какая красивая, большая машина. Что есть у машины?
Колеса, кабина, кузов, окна, двери.
2. Знакомство с машиной:
- Ребята, эта машина перевозит грузы, она называется грузовая (дети повторяют).
- Куда машина нагружает груз? (кузов)
- Кто сидит в кабине? (шофер)
- Что делает шофер? (он ведет машину)
- Что шоферу помогает управлять машиной? (руль)
- Где едет машина? (по дороге)
Обобщение: У машины есть кабина, кузов, двери, окна, колеса, руль. Она едет по дороге и машиной управляет шофер.
Физкультминутка «Воробушки и автомобиль» :
Прилетели птички, птички-невелички.
Все летали, все летали, крыльями махали!
(дети бегают, взмахивая руками)
Так они летали, крыльями махали,
На дорожку прилетали, зернышки клевали.
(дети присаживаются, «клюют» зернышки)
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит:
«Тра-та-та, берегись, берегись!
Тра-та-та, берегись, посторонись!»
(дети убегают от автомобиля)
3. Слушание стихотворения Барто А. «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Чтение сопровождается показом с использованием игрушек.
Воспитатель: как вы думаете о чем говориться в стихотворении? (дети отвечают)
Воспитатель: Что это? это машина). Это грузовая машина. Она большая или маленькая (большая). Из каких частей состоит машина? (воспитатель показывает детям на части машины-дети называют их).
Воспитатель: Как играют этой игрушкой? (катают). Верно. Чтобы машина не столкнулась, какой сигнал нужно подать? ( Дети за воспитателем повторяют: «Бип-Бип!».
Итог занятия.
Приложение №3
Дидактическая игра «Машины разные нужны, машины разные важны»
Цель: Познакомить детей с разными видами автомобилей, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, грузовик, полиция, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека. Учить детей составлять полные предложения.
Ход игры:
Воспитатель – Дети, какие машины вы знаете? (Ответы детей). Да, машин много и все они разные! Машины приносят пользу людям! Они возят людей на работу, в детский сад и др. места. Это автобус, легковая машина, такси. Машины спешат к нам на помощь, когда это необходимо. Это скорая помощь, пожарная машина. Машины перевозят разные грузы. Это самосвал, грузовик, подъемный кран и др. Я принесла вам картинки, на которых изображены разные машины. Но, у меня случилось небольшая неприятность. Кто-то разрезал все мои картинки на три части, и они все перепутались. Что же мне делать? Может, вы, поможете мне правильно сложить картинки?
Воспитатель выкладывает перед детьми все части машин, и дети пытаются сложить из них целые картинки. Если нужно, воспитатель помогает детям, подсказывает. Когда задание выполнено воспитатель хвалит детей и читает детям стихотворения об этих машинах.
Автобус
Весь день - домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжает к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, -
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Пожарная машина
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу, на опасную-
Спешит тушить пожар.
Скорая помощь
Если кто-то заболел
Надо чтобы врач успел.
Скорая его домчит
Врач поможет, исцелит!
Самосвал
Можно нагрузить немало
В мощный кузов самосвала.
Отвезёт он всё, что нужно:
Быстро, весело и дружно.
Легковая машина
Я, блестящая такая
По дороге мчусь стрелой
У меня есть руль и шины,
Зовусь, легковая машина!
Грузовик
Вот трудяга грузовик!
Он к тяжелому привык
Перевезет он все, что нужно
Аккуратно, быстро, дружно!
Дети рассматривают картинки с изображением разных машин. Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза
Закрепление игры во второй половине дня.
Приложение №4
Конспект занятия «Веселый светофор»
во второй группе раннего возраста
Цель:
Познакомить детей со светофором.
Задачи:
• Упражнять детей в работе по образцу.
• Упражнять в применении правильных приемов наклеивания.
• Закреплять наклеивание кругов на прямоугольник, чередуя их последовательность (красный, желтый, зеленый).
• Создавать положительный эмоциональный настрой.
Возраст: 1 – 2 года
Время занятия: 8 минут
Образовательная область: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический.
Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: Беседа на тему «Кто такой Светофор?», рассматривание иллюстраций с изображением светофора.
Материалы, инструменты, оборудование:
Тарелочки с тремя кружочками, прямоугольниками по количеству детей, клей, кисточка, салфетки, образец работы.
Ход НОД
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Посмотрите кто к нам пришел? Это добрый дядя полицейский. Вы знаете, что он следит за порядком на дороге, а помогает ему в этом светофор?
(ответы детей)
Воспитатель:
Давайте поможем доброму дяде сделать еще больше светофоров?
Он очень хочет, чтобы вы сделали аппликацию, чтобы он расставил их на дороге, для того что бы люди соблюдали правила дорожного движения!
Добрый дядя полицейский:
Знают дети с давних пор
Добрый друг наш – светофор!
Нам его подскажет свет
Путь свободен или нет.
Полицейский показывает детям образец готового светофора:
Посмотрите на светофор.
Если красный свет горит,
Светофор нам говорит:
- Стой на месте! Не иди!
Ты немножко подожди!
Ярко – желтый свет горит,
«Приготовься», - говорит.
Светофор предупреждает,
Что он свет переключает.
Он зеленый свет включил,
Путь вперед нам разрешил.
Всем машины дружно ждут:
Дети с мамами идут.
Поможете сделать мне светофоры? (ответы детей)
Воспитатель:
- У вас у всех на столах лежат прямоугольник и три круга. Что у вас лежит на столе? Что есть у прямоугольника? Покажите мне круг?
(Дети показывают прямоугольник, круги разного цвета)
- Вы должны будете наклеить на прямоугольник соблюдая последовательность три круга оставляя между ними небольшие расстояние. На кисть набираем немного клея аккуратно наносим на первый круг. Края нужно не забывать намазать клеем, затем первый красный круг приклеить на прямоугольник (на верхнюю часть).
Воспитатель проходит и смотрит у всех ли получается, по возможности корректирует работу детей.
- Следующий круг берем желтый, отступаем чуть-чуть места и промазываем клеем, не забывая про края и наклеиваем на прямоугольник.
- Посмотрите какой круг у нас еще остался? Поднимите его вверх
Дети показывают зеленый круг.
- Его мы проклевываем в самый вниз, так же отступив места от желтого.
Не забывайте проклеить края.
Вот у нас дети и получился светофор, а теперь поднимите его вверх?
(дети поднимают аппликацию вверх)
- Как замечательно, как ярко горит свет!
Я надеюсь, что наши светофоры помогут навести порядок на дороге.
Какие лампочки у светофора?
Красный
Желтый
Зеленый
Давайте отдадим наши светофоры доброму дяде полицейскому?
Дети складывают светофоры в корзинку.
Дядя полицейский:
- Вот я сейчас уйду от вас спокойный, зная, что вы знаете правило дорожного движения и будете его соблюдать. Вам понравилась наше занятие?
(ответы детей)
Дядя полицейский:
До свидания ребята, нам пора прощаться! Вы все сегодня на славу постарались! Молодцы.
Полицейский прощается с ребятами и уходит.
Приложение №5
Пальчиковая гимнастика «Машина»
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
(ритмично крутим руль)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат.
(потирают ладони)
Приложение №6
Конспект НОД по ПДД во второй группе раннего возраста
Тема: «Наш друг светофор»
Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета «глаз» светофора, воспитывать культуру поведения на улице.
Программное содержание:
Образовательные: Знакомство с дорожной разметкой пешеходного перехода – «зебра», дать знания о сигналах светофора, начать работу по закреплению умения действовать согласно сигналам светофора.
Развивающие: активизировать в речи детей слова по теме (пешеходный переход, светофор, тротуар, дорога, пешеход, машины, красный, жёлтый, зелёный, развитие общей моторики, развитие познавательных интересов.
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к правилам безопасного поведения на дороге, ответственность за собственную безопасность.
Предварительная работа: рассматривание детских иллюстраций по теме, ознакомление детей с макетом улицы, проходящей через нее дорогой с пешеходными переходами.
Материалы и оборудование: игрушка «Светофор», иллюстрации «Как правильно переходить дорогу», картонные круги красного, желтого, зеленого цвета, игрушка зайчик.
Словарь: светофор, пешеход, пешеходный переход, правила дорожного движения.
Коррекционная работа: игра «Светофор», игра «Собери макет светофора»,
игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Ход НОД:
Дети садятся на стульчики рядом с воспитателем.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Зайчик! (Зайчик, с перевязанной лапкой.) Ребята, давайте поздороваемся с ним. Ребята, посмотрите на Зайку внимательно. Что вы заметили? Давайте спросим, что случилось с Зайчиком? Он говорит, что торопился к нам в гости. Перебегал через дорогу и попал под машину. Ребята, скажите Зайчику, разве можно перебегать через дорогу, где проезжают машины? А как нужно переходить дорогу? Давайте расскажем и покажем Зайке, как правильно переходить дорогу. (Воспитатель показывает иллюстрации «Как правильно переходить дорогу» и рассказывает)
Ребята, дорогу нужно переходить только вместе с взрослыми и в специальных местах, которые называются пешеходными переходами. Пешеходный переход отмечен белыми полосами, полосатый как зебра. А так же, где стоит светофор.
Ребята, а кто у нас самый главный на дороге, вы узнаете, отгадав загадку:
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три цвета у меня,
Как зовут меня друзья?
Дети: Светофор.
Воспитатель: - А есть ли у нас в группе предметы красного цвета? А желтого? А Зеленого? (дети называют предметы)
Воспитатель: - Ребята, а зачем нужен светофор?
Дети: Чтобы переходить дорогу
Воспитатель:
- Посмотрите, у меня есть три сигнала-огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?
Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим светофор. Что же означают цвета светофора? (Ответы детей) Красный цвет - дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый - иди смело.
А) Игра «Светофор»
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Светофор». Будьте внимательны.
Зеленый – топайте ногами;
Желтый – приготовились;
Красный – тишина.
Б) Игра «Собери светофора».
Воспитатель:
- А давайте попробуем собрать светофор своими руками. (Дети выстраивают сигналы светофора по порядку).
Ребята на этом наше интересное занятие подошло к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Давайте попрощаемся с Зайкой, поблагодарим его и пожелаем удачи. Мы его будем ждать в гости в следующий раз.
Приложение №7
Дидактическая игра «Почини светофор»
Цели: уточнить и систематизировать представления детей о видах светофоров (светофор для пешеходов - двухцветный и для водителей - трехцветный) и цветовых сигналах светофора, формировать представления о безопасном поведении на дороге, воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям собрать светофор из предложенных кругов разных цветов. Дети объясняют свой выбор, рассказывают о назначении светофора (для водителей и пешеходов).
Два варианта светофора:
Каждый светофор дети ремонтируют, используя круги разного цвета.
Приложение №8
Просмотр мультфильма по ПДД «Смешарики в большом городе»
Цель: формирование навыков правильного поведения детей на улицах города и на дорог.
Приложение №9
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: закрепить у детей знания об автобусе, его назначении; развивать диалогическую речь; воспитывать умение играть дружно
Материал: стульчики, игрушечный, руль.
Ход игры:
Дети с воспитптелем строят из стульчиков автобус. Ведущий ребенок — водитель, остальные — пассажиры. Автобус едет, пассажиры сидят. Автобус останавливается — пассажиры выходят, заходят в автобус и т. Д.
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесо
(Руки в кулаках крутят одну вокруг другой)
Едет, едет наш автобус
Дворниками вжик, вжик
(Руки сгибают в локтях и двигают в стороны параллельно друг другу)
Едет, едет наш автобус
Крутит, крутит руль, руль
(Руки держат и поворачивают воображаемый руль)
Едет, едет наш автобус
Двери открываются, двери закрываются
(Ладони открывают и закрывают лицо)
Едет, едет наш автобус
И гудит: «бип-бип».
Приложение №10
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: закрепить представления о транспорте, ПДД; развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу воспитателя.
Материал: медали с изображением птиц, автомобиля, игрушечный руль.
Ход игры:
На одном конце площадки на скамейках – дети - «воробышки». На другом в гараже – ведущий - «автомобиль». «Воробышки» вылетают из гнезда – спрыгивают со скамеек, начинают бегать в разных направлениях, прыгают на двух ногах. Раздается гудок, появляется «автомобиль». «Воробышки» пугаются и улетают в гнезда. «Автомобиль» возвращается в гараж.
Консультация для родителей
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ»