Носаченко Светлана
«Калейдоскоп профессий». Педагогический проект по профориентации для 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по
профориентации
«Калейдоскоп профессий»
Вид проекта: образовательный
Участники проекта: 1-4 класс, педагог дополнительного образования С. А. Носаченко
Сроки и этапы реализации проекта: 1 год
1этап – подготовительный
2этап – продуктивный
3этап – итоговый
Планируемый результат:
Для детей:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре
трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами
трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность, интерес
к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий,
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме
проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической
компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном
взаимодействии с педагогами и детьми.
Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении
целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной
ориентации детей.
Задачи по формированию элементарных представлений у обучающихся о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку
труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой
деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям
взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового
процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой
деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам
их труда;
- формирование у обучающихся желания научиться выполнять трудовые
действия представителей разных профессий.
Формы и методы работы:
-экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-занятия;
-игры, праздники и развлечения, флеш моб;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.
Аннотация.
В педагогическом проекте представлен системный подход по
профориентации. Разработаны картотеки дидактических
игр, стихов о различных профессиях. А также составлен план работы с
семьями обучающихся, представлен перечень развивающей предметно –
пространственной среды в классе по ознакомлению детей с трудом
взрослых.
Пояснительная записка.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь
детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем
мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Обновление системы школьного образования ставит перед
современными педагогами задачу воспитания у школьников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей
себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,
изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение обучающего в социальный мир не возможно вне освоения им
первоначальных представлений социального характера, в том числе и
ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и
профессиональная направленность в том числе. Как правило,
профориентация начинается лишь в старших классах образовательных
школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень
предлагаемых профессий маленький, знания о них минимальны и даются
эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся в
начальном звене обучения. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании обучающегося того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать
уже в возрасте начальной школы, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система
знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам
деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,
чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность
должна носить информационный характер (общее знакомство с миром
профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта
ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой
деятельности. Необходимо развить у обучающихся веру в свои силы,
путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок, тем
лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем
возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности
им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из
жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в начальной школе на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор обучающихся о
мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на
этапе младшего школьного возраста, был разработан педагогический проект
«Калейдоскоп профессий».
Основным условием при положительном и эффективном
формирование у младших школьников представлений о мире профессий – это создания комплекса психолого – педагогических условий, включающего в себя 6 групп условий:
1. Профессиональную компетентность педагогов в вопросах
профориентации младших школьников;
2. Создание развивающей игровой среды профессиональной
направленности;
3. Организацию образовательного процесса в различных видах деятельности;
4. Социальное партнерство с предприятиями поселка, инфраструктурой
поселка;
5. Сотрудничество с общеобразовательной школой;
6. Сотрудничество с семьями обучающихся.
Задачу по формированию представлений о людях разных профессий
целесообразно решать не только на занятиях, но и на протяжение всего
пребывания в школе-интернате. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного
перспективного плана, соответствующего методического и наглядного
материала.
Тематический план.
Месяц План работы Форма ознакомления с
профессиями
сентябрь Профессии в школе-интернате.
(воспитатель, учитель,
старший воспитатель, учитель-
логопед, хореограф, прачка,
мед. сестра, завхоз, повар,
кладовщик, сторож)
Экскурсии по школе-интернат,
беседы, презентация «Профессии
в школе-интернат», моделирование
сюжетно – ролевой игры
«Школа-интернат», флеш моб «Танцуй
пока молодой!»
октябрь Врач. (специальности
профессии врач, мед. сестра)
Беседы, экскурсии в процедурный
кабинет, кабинет педиатра,
встреча с врачами, сюжетно –
ролевая игра «Поликлиника»,
презентация : «Добрый доктор
Айболит»
ноябрь Водитель, таксист Беседы, наблюдения, сюжетно-
ролевая игра, презентация :
«Профессия водитель», «Поедем
в гости к бабушке», занятия по
теме
декабрь Продавец, фармацевт
(маркетолог)
Беседы, наблюдения, экскурсии,
сюжетно-ролевая игра,
дидактическая игра, презентации:
«Магазин»
январь Строитель (специальности –
каменщик, плотник, маляр,
сантехник, кровельщик,
электросварщик)
Беседы, презентации:
«Строитель», проведение занятий
по теме, сюжетно – ролевая игра «
Строитель»
февраль Отдел полиции. Пожарная
часть
Беседы, экскурсии, проведение
занятий по теме, сюжетно –
ролевые игры, дидактически е
игры
март Ателье (швея, модель,
раскройщица)
Беседы, экскурсии в ателье,
мастер – класс: составлению
выкройки, сюжетно- ролевые
игры, дидактические игры,
просмотр журналов моды
апрель Парикмахер. Косметолог Беседа, сюжетно – ролевая игра,
экскурсии, дидактические игры
май Все профессии нужны, все
профессии важны.
Игровая программа «В мире
профессий»
План по взаимодействию с семьями обучающихся
Месяц Тема Цели Форма
ознакомления с
профессиями
сентябрь Консультации для
родителей -
«Профориентация детей»
Цель:
Познакомить
родителей с
планом работы
по
профориентации
детей.
Форма
проведения:
консультация
октябрь «Профессии родителей».
Цель:
привлечение
родителей к
изготовлению
презентаций или
альбомов.
Форма
проведения:
Презентации
или альбомы с
фотографиями,
где и кем
работают их
родители.
ноябрь Фотовыставка:«Какие
разные машины»
Цель:
привлечение
родителей к
совместной
деятельности с
детьми.
Форма
проведения:
фотовыставка
декабрь «Поход с папой в магазин.
Мамины помощники»
Цель: привлечь
родителей к
совместному
творчеству
Форма
проведения:
тематическая
выставка
(фотовыставка
или коллаж)
январь «Юный плотник» Цель:
привлечение к
участию в смотре
Форма
проведения:
выставка
– конкурсе работ
из дерева и
деревянного
бросового
материала
поделок
февраль «Мой папа» Цель: привлечь
родителей к
совместному
творчеству и
созданию
презентации
Форма
проведения:
защита проектов
март «Модницы» - изготовление
одежды для кукол
Цель: привлечь
родителей к
совместному
творчеству
Форма
проведения:
тематическая
выставка
апрель «Лучшая прическа» Цель: вовлечение
родителей в
мероприятие,
которое
способствует
социализации
детей, формирует
у них отношение
к профессии
Форма
проведения:
Смотр причесок
у девочек по
группам.
май «Человек труда – звучит
гордо»
Цель:
привлечение
родителей к
изготовлению
альбомов
Форма
проведения:
беседа
Перечень РППС в классе по ознакомлению детей с трудом
взрослых.
Название
уголков по
ознакомлению
детей с трудом
взрослых
Перечень РППС
1. Строительный
(профессия: строитель,
каменщик, архитектор)
Крупный строитель, конструктор (мелкий, средний,
конструктор «Лего», игрушки для обыгрывания,
игровой модуль с инструментами (каска, молоток,
плоскогубцы, клещи, кисть, линейка и т. д. ,
дидактическая кукла со сменной спец. одеждой,
кинетический песок, формочки, грузовые машины,
специализированные машины, сюжетно-ролевая «
Строитель».
Дидактические игры: «Строители», «Строим дом», «
От строителя до архитектора», «Юные строители».
2. ПДД (полицейский) Макеты, дидактические куклы, сюжетно-ролевая игра
«Полицейский» с атрибутами по данной профессии:
фуражка, жезл, свисток, полицейская машина, рация.
На территории детского сада установлена детская
площадка «ПДД».
3.01 (пожарники, МЧС,
спасатели)
Уголок юного пожарного.
Рации, крупный строитель, конструктор (мелкий,
средний, игрушечные огнетушители, шлемы, форма
спасателя; в группах имеется разнообразный
материал по правилам безопасного поведения на
дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации,
раздаточный и демонстративный материал, игры,
папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -
печатные игры.
4. Фермер (аграном,
комбаньор)
Огород и клумбы с цветами на территории школы-интерната.
Огород на окне; макеты сада, поля; игрушки для
обыгрывания ; демонстрационный материал «
Огород», «Сад», «Что дает нам земля», «Откуда
берется хлеб»; сюжетно – ролевая игра «Фермер», «
Садовод»
5. Больница (врач,
лаборант)
Сюжетно - ролевая игра «Больница», «Аптека»:
игрушечные атрибуты из пластика- банки, стетоскоп,
шпатели, градусники, халаты врача, шапочки,
кушетка и т. д. таблицы для проверки зрения,
различные игрушечные хирургические инструменты,
шприцы, бинты; коробочка с «регистратурой» - в нее
помещается «Амбулаторные карты»; дидактические
куклы – врач; дидактические игры: «Больница», «Что
лишнее?».
6. Банк (банкир, кассир) Банкомат, кассовый аппарат, игрушечные деньги,
договора и т. д, альбом с изображением купюр разных
народов, разного достоинства, коллекция монет.
7. Почта (почтальон)
Самодельные посылки – небольшие; открытки,
телеграммы, письма в самодельных конвертах,
игрушечный штемпель (детская печать).
8. Магазин (продавец,
кассир)
Прилавок или витрина, несколько различных наборов
продуктов, которые могут храниться на полочках над
прилавком (молочные продукты, овощи и фрукты из
пластика или дерева небольшого размера, бакалейные
или гастрономические товары, кассовый аппарат,
сумочки разные; дидактические игры: «Собираемся в
гости», «Что лишнее?», «Что что за магазин?».
9. Ателье (швея,
модель, раскройщица)
«Рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные
журналы мод, швейные машины, стойка для одежды и
плечики; игрушка – манекен; дидактические игры: «
Сшей платье», «Модельер»
10. Школа (учитель,
директор, завуч,
хореограф,
библиотекарь)
Самодельные тетради и книги, мелки, картинки,
наборы цифр и букв, для библиотеки – самодельные
формуляры и детские книги; дидактическая кукла –
ученица.
11. Парикмахерская
(парикмахер, визажист,
косметолог)
Зеркало и различные флаконы из пластика или
небьющегося стекла небольшого размера из духов и
шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные
фены, плойки и т. д. ; самодельные альбомы с
образцами причесок ; дидактические игры : «Сделай
прическу», «Помоги собраться на бал».
Литература:
1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
2. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// 2013. № 9
3. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
4. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей
младшего школьного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
7. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014
8. Гусева Т. Кем быть?// Поём, танцуем и рисуем – 2009
9. Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д. :
Проф-Пресс, 2007__