Получи документы

«Калейдоскоп профессий». Педагогический проект по профориентации для 1–4 классов

Носаченко Светлана
«Калейдоскоп профессий». Педагогический проект по профориентации для 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект по

профориентации

«Калейдоскоп профессий»

Вид проекта: образовательный

Участники проекта: 1-4 класс, педагог дополнительного образования С. А. Носаченко

Сроки и этапы реализации проекта: 1 год

1этап – подготовительный

2этап – продуктивный

3этап – итоговый

Планируемый результат:

Для детей:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре

трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами

трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность, интерес

к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий,

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагога:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме

проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической

компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном

взаимодействии с педагогами и детьми.

Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении

целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной

ориентации детей.

Задачи по формированию элементарных представлений у обучающихся о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку

труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой

деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям

взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового

процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой

деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам

их труда;

- формирование у обучающихся желания научиться выполнять трудовые

действия представителей разных профессий.

Формы и методы работы:

-экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-занятия;

-игры, праздники и развлечения, флеш моб;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Аннотация.

В педагогическом проекте представлен системный подход по

профориентации. Разработаны картотеки дидактических

игр, стихов о различных профессиях. А также составлен план работы с

семьями обучающихся, представлен перечень развивающей предметно –

пространственной среды в классе по ознакомлению детей с трудом

взрослых.

Пояснительная записка.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь

детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает

пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем

мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Обновление системы школьного образования ставит перед

современными педагогами задачу воспитания у школьников предпосылок

«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей

себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,

изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение обучающего в социальный мир не возможно вне освоения им

первоначальных представлений социального характера, в том числе и

ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и

профессиональная направленность в том числе. Как правило,

профориентация начинается лишь в старших классах образовательных

школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень

предлагаемых профессий маленький, знания о них минимальны и даются

эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся в

начальном звене обучения. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании обучающегося того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать

уже в возрасте начальной школы, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,

психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система

знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам

деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,

его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с

ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,

чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность

должна носить информационный характер (общее знакомство с миром

профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта

ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой

деятельности. Необходимо развить у обучающихся веру в свои силы,

путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок, тем

лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем

возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности

им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую

можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из

жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в начальной школе на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор обучающихся о

мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на

этапе младшего школьного возраста, был разработан педагогический проект

«Калейдоскоп профессий».

Основным условием при положительном и эффективном

формирование у младших школьников представлений о мире профессий – это создания комплекса психолого – педагогических условий, включающего в себя 6 групп условий:

1. Профессиональную компетентность педагогов в вопросах

профориентации младших школьников;

2. Создание развивающей игровой среды профессиональной

направленности;

3. Организацию образовательного процесса в различных видах деятельности;

4. Социальное партнерство с предприятиями поселка, инфраструктурой

поселка;

5. Сотрудничество с общеобразовательной школой;

6. Сотрудничество с семьями обучающихся.

Задачу по формированию представлений о людях разных профессий

целесообразно решать не только на занятиях, но и на протяжение всего

пребывания в школе-интернате. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного

перспективного плана, соответствующего методического и наглядного

материала.

Тематический план.

Месяц План работы Форма ознакомления с

профессиями

сентябрь Профессии в школе-интернате.

(воспитатель, учитель,

старший воспитатель, учитель-

логопед, хореограф, прачка,

мед. сестра, завхоз, повар,

кладовщик, сторож)

Экскурсии по школе-интернат,

беседы, презентация «Профессии

в школе-интернат», моделирование

сюжетно – ролевой игры

«Школа-интернат», флеш моб «Танцуй

пока молодой!»

октябрь Врач. (специальности

профессии врач, мед. сестра)

Беседы, экскурсии в процедурный

кабинет, кабинет педиатра,

встреча с врачами, сюжетно –

ролевая игра «Поликлиника»,

презентация : «Добрый доктор

Айболит»

ноябрь Водитель, таксист Беседы, наблюдения, сюжетно-

ролевая игра, презентация :

«Профессия водитель», «Поедем

в гости к бабушке», занятия по

теме

декабрь Продавец, фармацевт

(маркетолог)

Беседы, наблюдения, экскурсии,

сюжетно-ролевая игра,

дидактическая игра, презентации:

«Магазин»

январь Строитель (специальности –

каменщик, плотник, маляр,

сантехник, кровельщик,

электросварщик)

Беседы, презентации:

«Строитель», проведение занятий

по теме, сюжетно – ролевая игра «

Строитель»

февраль Отдел полиции. Пожарная

часть

Беседы, экскурсии, проведение

занятий по теме, сюжетно –

ролевые игры, дидактически е

игры

март Ателье (швея, модель,

раскройщица)

Беседы, экскурсии в ателье,

мастер – класс: составлению

выкройки, сюжетно- ролевые

игры, дидактические игры,

просмотр журналов моды

апрель Парикмахер. Косметолог Беседа, сюжетно – ролевая игра,

экскурсии, дидактические игры

май Все профессии нужны, все

профессии важны.

Игровая программа «В мире

профессий»

План по взаимодействию с семьями обучающихся

Месяц Тема Цели Форма

ознакомления с

профессиями

сентябрь Консультации для

родителей -

«Профориентация детей»

Цель:

Познакомить

родителей с

планом работы

по

профориентации

детей.

Форма

проведения:

консультация

октябрь «Профессии родителей».

Цель:

привлечение

родителей к

изготовлению

презентаций или

альбомов.

Форма

проведения:

Презентации

или альбомы с

фотографиями,

где и кем

работают их

родители.

ноябрь Фотовыставка:«Какие

разные машины»

Цель:

привлечение

родителей к

совместной

деятельности с

детьми.

Форма

проведения:

фотовыставка

декабрь «Поход с папой в магазин.

Мамины помощники»

Цель: привлечь

родителей к

совместному

творчеству

Форма

проведения:

тематическая

выставка

(фотовыставка

или коллаж)

январь «Юный плотник» Цель:

привлечение к

участию в смотре

Форма

проведения:

выставка

– конкурсе работ

из дерева и

деревянного

бросового

материала

поделок

февраль «Мой папа» Цель: привлечь

родителей к

совместному

творчеству и

созданию

презентации

Форма

проведения:

защита проектов

март «Модницы» - изготовление

одежды для кукол

Цель: привлечь

родителей к

совместному

творчеству

Форма

проведения:

тематическая

выставка

апрель «Лучшая прическа» Цель: вовлечение

родителей в

мероприятие,

которое

способствует

социализации

детей, формирует

у них отношение

к профессии

Форма

проведения:

Смотр причесок

у девочек по

группам.

май «Человек труда – звучит

гордо»

Цель:

привлечение

родителей к

изготовлению

альбомов

Форма

проведения:

беседа

Перечень РППС в классе по ознакомлению детей с трудом

взрослых.

Название

уголков по

ознакомлению

детей с трудом

взрослых

Перечень РППС

1. Строительный

(профессия: строитель,

каменщик, архитектор)

Крупный строитель, конструктор (мелкий, средний,

конструктор «Лего», игрушки для обыгрывания,

игровой модуль с инструментами (каска, молоток,

плоскогубцы, клещи, кисть, линейка и т. д. ,

дидактическая кукла со сменной спец. одеждой,

кинетический песок, формочки, грузовые машины,

специализированные машины, сюжетно-ролевая «

Строитель».

Дидактические игры: «Строители», «Строим дом», «

От строителя до архитектора», «Юные строители».

2. ПДД (полицейский) Макеты, дидактические куклы, сюжетно-ролевая игра

«Полицейский» с атрибутами по данной профессии:

фуражка, жезл, свисток, полицейская машина, рация.

На территории детского сада установлена детская

площадка «ПДД».

3.01 (пожарники, МЧС,

спасатели)

Уголок юного пожарного.

Рации, крупный строитель, конструктор (мелкий,

средний, игрушечные огнетушители, шлемы, форма

спасателя; в группах имеется разнообразный

материал по правилам безопасного поведения на

дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации,

раздаточный и демонстративный материал, игры,

папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -

печатные игры.

4. Фермер (аграном,

комбаньор)

Огород и клумбы с цветами на территории школы-интерната.

Огород на окне; макеты сада, поля; игрушки для

обыгрывания ; демонстрационный материал «

Огород», «Сад», «Что дает нам земля», «Откуда

берется хлеб»; сюжетно – ролевая игра «Фермер», «

Садовод»

5. Больница (врач,

лаборант)

Сюжетно - ролевая игра «Больница», «Аптека»:

игрушечные атрибуты из пластика- банки, стетоскоп,

шпатели, градусники, халаты врача, шапочки,

кушетка и т. д. таблицы для проверки зрения,

различные игрушечные хирургические инструменты,

шприцы, бинты; коробочка с «регистратурой» - в нее

помещается «Амбулаторные карты»; дидактические

куклы – врач; дидактические игры: «Больница», «Что

лишнее?».

6. Банк (банкир, кассир) Банкомат, кассовый аппарат, игрушечные деньги,

договора и т. д, альбом с изображением купюр разных

народов, разного достоинства, коллекция монет.

7. Почта (почтальон)

Самодельные посылки – небольшие; открытки,

телеграммы, письма в самодельных конвертах,

игрушечный штемпель (детская печать).

8. Магазин (продавец,

кассир)

Прилавок или витрина, несколько различных наборов

продуктов, которые могут храниться на полочках над

прилавком (молочные продукты, овощи и фрукты из

пластика или дерева небольшого размера, бакалейные

или гастрономические товары, кассовый аппарат,

сумочки разные; дидактические игры: «Собираемся в

гости», «Что лишнее?», «Что что за магазин?».

9. Ателье (швея,

модель, раскройщица)

«Рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные

журналы мод, швейные машины, стойка для одежды и

плечики; игрушка – манекен; дидактические игры: «

Сшей платье», «Модельер»

10. Школа (учитель,

директор, завуч,

хореограф,

библиотекарь)

Самодельные тетради и книги, мелки, картинки,

наборы цифр и букв, для библиотеки – самодельные

формуляры и детские книги; дидактическая кукла –

ученица.

11. Парикмахерская

(парикмахер, визажист,

косметолог)

Зеркало и различные флаконы из пластика или

небьющегося стекла небольшого размера из духов и

шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные

фены, плойки и т. д. ; самодельные альбомы с

образцами причесок ; дидактические игры : «Сделай

прическу», «Помоги собраться на бал».

Литература:

1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

2. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// 2013. № 9

3. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

4. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

младшего школьного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

7. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014

8. Гусева Т. Кем быть?// Поём, танцуем и рисуем – 2009

9. Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д. :

Проф-Пресс, 2007__

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий»Фотоотчет о мероприятии по профориентации для детей младшей разновозрастной группы «День будущих профессий» Фото отчет по профориентации для детей младшей разновозрастной группы. 3 мая в младшей разновозрастной группе «Мишутка» прошел день под названием.

Использование игрового пособия «Город профессий» для формирования основ ранней профориентации у дошкольниковИспользование игрового пособия «Город профессий» для формирования основ ранней профориентации у дошкольников Планируя свою работу, мы опираемся на образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с №19 «Антошка» г. Белгорода. Программа.

Классный час для 4 класса коррекционной школы «Калейдоскоп профессий» Цель: - Расширить знания о мире профессий путём формирования реальных представлений о возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Калейдоскоп профессий». Педагогический проект по профориентации для 1–4 классов
Опубликовано: 20 января 2025 в 17:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Калейдоскоп профессий». Педагогический проект по профориентации для 1–4 классов» (включая файлы) размещена пользователем Носаченко Светлана (УИ 3525047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД