Лучший педагог года

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр

Екатерина Пургина
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр

Н. К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игр. Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Тут важен сам процесс построения плана».

Публикация «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Более подробно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх, т. к. считаю, что именно эта разновидность детских самостоятельных игр является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. Играя дети верят в правду игры, искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания. А организуя сюжетно-ролевую игру (предлагает детям новые сюжеты, роли, показывает, как можно играть, мы способствуем развитию их общения. И все-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры.

Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов :

1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Но прежде чем перейти непосредственно к игровым способам решения детских конфликтов, остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры.

Правило 1

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Правило 2

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто.

Правило 3

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.

Правило 4

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

Правило 5

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между детьми, вы можете сказать им, что вы очень любите их обоих и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Рассмотрим некоторые примеры разрешения конфликтов.

Ситуация «Одинокий ребёнок»

В групповой комнате играют дети. Саша подошё л к ним и сказал:

- Возьмите и меня поиграть в поезд.

- Нет, мы никого не принимаем,- ответили дети.

Поезд отходит от станции. Саша поспешил к другой группе детей:

- Можно и мне с вами?

- Нет, нас и так много, - ответили дети.

Саше одному было скучно, и он подошёл ещё к одной группе, где играли в настольный футбол.

- А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?

- Нет, - ответили ему мальчики, - в эту игру мы сами хотим играть.

Саша, опустив голову, медленно отошёл от детей, остановился у окна и стал ждать, когда за ним придут.

Разрешение конфликта.

В данном случае следует поговорить с детьми, почему Саша остался один, ему очень грустно, когда все от него отказались, нужно обязательно помочь ему и принять его в игру. Рассмотреть с детьми игровую ситуацию, может быть у них не хватает какого- либо героя (в данном случае, в поезде: кондуктора, контролёра, бригадира поезда, сопровождающего полицейского). Вот как раз Саша и будет вашим недостающим героем. В следующий раз на его месте может быть любой из вас.

Ситуация «Ребёнок- лидер»

Девочки решили играть в игру «Магазин». Маша сказала:

- Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели.

Начался спор по поводу того, что Маша каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры.

Разрешение конфликта.

Здесь опять же нужно поговорить с ребёнком, что не может быть один и тот же продавец, они работают по сменам с выходными днями, а ей стоит побыть и покупателем, иначе она останется без игрушек и гостинцев. Если Маша на это не согласится, то можно предложить воспитателю принять роль продавца, а все остальные будут покупателями. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой.

При выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а также проанализировать возможные причины конфликтов. Педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – создать условия для творчества, помогать детям устанавливать хорошие взаимоотношения. И создать такую обстановку, чтобы дети слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность.

Публикации по теме:

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр Н. К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении.

Оформление уголка сюжетно-ролевых игрОформление уголка сюжетно-ролевых игр Фотоотчет по оформлению уголка сюжетно-ролевых игр. Подготовила Немченко Д. А. Необходимая составляющая здорового развития ребенка – это.

Картотека сюжетно-ролевых игр (картотека №1)«Семья»Цель:Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять.

Картотека сюжетно-ролевых игр МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко» Картотека сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа. Составила: Воронова Л. А. С. Паутово.

Методическая разработка по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта,.

Практикум для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций Цель: обучение модели урегулирования конфликтов. Психолог. Начнем работу по кругу со слов: «Когда я вижу конфликт…» Психолог. Сегодня на.

Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный.

Картотека сюжетно-ролевых игр «Дом, семья» Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного.

Уголки для сюжетно-ролевых игрУголки для сюжетно-ролевых игр Все мы, конечно знаем, что основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В процессе сюжетно-ролевой игр,.

Уголок сюжетно-ролевых игрУголок сюжетно-ролевых игр Особенностью целостного педагогического процесса в ДОУ является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 14:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пургина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД