Наталья Рык
Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация «Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Когда ребенок слышит, видит и делает сам - усваивается все прочно и надолго. Дошкольное образование становится первым уровнем общего образования в связи с введением Федерального образовательного стандарта. Данная система образования требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на формирование у детей
Публикация «Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
потребности к активной созидательной деятельности, развитие творческих способностей.
Одним из перспективных методов, которые способствуют решению этой проблемы, является метод проектов.
Обобщить и распространить собственный педагогический опыт через представление в виде данной презентации.
Что же такое «ПРОЕКТ»?
Проект это осознанная деятельность, состоящая из пяти «П»
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
Проектная деятельность (метод проекта) - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
• «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где, и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
• Основной целью проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка.
• Суть «метода проектов» состоит в организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
• Исследовательско-творческий
• Ролево-игровой
• Информационный (практико-ориентированный)
• Творческий
Классификация тематических проектов в ДОУ
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательско-творческий
ролево-игровой
информационный (практико-ориентированный)
творческий
По предметно- содержательной области:
монопроекты (одна образовательная область)
интегративные (несколько образовательных областей)
По характеру контактов:
с воспитанниками одной группы
с воспитанниками нескольких групп с воспитанниками всего ДОУ
По составу участников:
индивидуальные
групповые
Фронтальные
По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
краткосрочные (1 – 2 недели)
средней продолжительности (от 3 недель до месяцев)
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Работа методом проектов заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через проектную деятельность.
Детям дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы, а не даются знания в готовом виде. Ребята, при поддержке взрослых, могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Дети, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность, участвуют в педагогическом процессе наравне со взрослыми.
Организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
По работе над организацией проекта, важно опираться на следующие критерии:
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную
развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный
отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на
их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать
детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:
ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование
накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая
радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Тщательно готовить и проводить заключительный этап проекта – презентацию,
итоговое занятие, изготовление фотоальбома или лэпбука всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на
интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного
возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в,
соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники
планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются
важными критериями отбора содержания проекта
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ
1. Титульный лист: название ДОУ, название проекта, автор проекта.
2. Пояснительная записка: тип проекта, участники проекта, классификация проекта (по доминирующей в проекте деятельности, по составу участников, по продолжительности выполнения проекта, период выполнения)
3. Цель, задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов для членов семьи.
4. Актуальность проекта.
5. Планируемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
6. Краткое содержание проекта:
подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
практический этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
7. Полученный результаты.
8. Демонстрация продуктов проекта окружающим. Это может быть и презентация, и лэпбук, и досуг или итоговое мероприятие для детей всех групп детского сада
9. Работая над своей темой самообразования, я пришла к выводу, что проектная деятельность в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами, находить информацию об интересующем предмете или явлении, и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
10. Проектная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Спасибо за внимание!