Евгения Нечаева
Проект совместной деятельности музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя с детьми младших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний и младший дошкольный возраст - это время активного развития речи ребенка. Именно в младшем возрасте начинается работа по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка.
Музыкальный руководитель, как и учитель-логопед решает общие задачи :
1. Оздоровительная. (Развитие дыхания, координации движения, костно – мышечного аппарата, формирование осанки).
Публикация «Проект совместной деятельности музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя с детьми младших групп» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
2. Коррекционная. (Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, грамматического строя и связной речи).
3. Образовательно – воспитательная.
Для улучшения произношения у детей 2-3 лет необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используются специальные игры и упражнения. Особенно большое значение имеет развитие слухового внимания, т. к. под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи.
Планирование включает в себя дидактические игры на развитие слухового внимания, его концентрации, устойчивости, переключения, длительности ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков в различных звукосочетаниях. Развитие мелкой моторики у детей, также является одним из направлений нашей работы. Как известно, стимуляция тонких движений кистей рук является дополнительным стимулирующим фактором в развитии речи. Не менее важным направлением работы является артикуляционная моторика.
Совместная деятельность с детьми раннего возраста также имеет ряд специфических особенностей. Чтобы совместная деятельность по развитию речи малышей была успешна и эффективна, эти особенности надо хорошо знать и учитывать их в работе с детьми.
1. Совместная деятельность с малышами основана на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
2. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного в совместной деятельности материала.
3. Материал должен быть доступен для маленького ребёнка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
4. Ребёнок раннего возраста может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Поэтому вся наша совместная деятельность проходит в игровой форме.
5. В совместной деятельности с маленькими детьми не следует планировать длительные игры.
6. Игра должна иметь начало, продолжение и конец, при такой форме подачи информация лучше усваивается и откладывается в сознании.
7. Каждая совместная деятельность должна включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
8. Важна положительная оценка деятельности. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно хвалить их чаще. Так же немаловажно поддерживать инициативу детей.
9. Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребёнком.
10. Педагог говорит простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, выразительная, иметь позитивный настрой.
11. Обязательно используется наглядный материал: картинки (крупные, яркие, естественных цветов, игрушки так же должны быть естественного цвета, пальчиковый театр, активно используются музыкальные инструменты. Большой находкой является создание дидактического фартука, на котором можно разместить пособия для совместной деятельности.
План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем разрабатывается на целый учебный год. Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара, составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен и т. д.
Музыкальный руководитель использует цикл авторских песен, через которые решаются такие задачи как развитие эмоциональной сферы детей, активизация речи, развитие мелкой и крупной моторики, элементарное музицирование.
По данному планированию воспитатель группы в случае необходимости может сам подобрать материал, а может закрепить уже пройденные задания.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя ведёт к положительным результатам во всей работе с дошкольниками, способствует успешному решению первостепенных задач с учетом возрастных особенностей детей, а также благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребёнка.
Таким образом, реализация проекта «Вместе играем – речь развиваем!» является актуальной в раннем возрасте, тк сможет оказать помощь в проблеме с речью у детей в будущем.