Елена Овчинникова
Проект работы творческой мастерской «Азбука безопасности» в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта творческой мастерской «Азбука безопасности» по основам безопасности и жизнедеятельности детей в МБДОО
Подготовила:
Старший воспитатель МБДОО №2
«Ромашка» ст. Гиагинской
Овчинникова Е. И.
Публикация «Проект работы творческой мастерской „Азбука безопасности“ в ДОО» размещена в разделах
Януш Корчак в свое время писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей, потребовала обучения сотрудников детского сада и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Детский сад ведёт большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. Педсовет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений методических проблем и обобщение опыта коллег.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом формирования социально-коммуникативных навыков. Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста, воспитание в семье и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Ведущая педагогическая идея предстоящей работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Цели:
· создание необходимых условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в детском саду, дома и в природных условиях;
• системное обучение дошкольников основам ОБЖ, согласно их возраста;
• обучение взрослых (родителей, сотрудников) грамотным действиям в различных сложных ситуациях и как это можно объяснить ребенку –дошкольнику в том или ином возрасте.
Задачи:
• Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
• Выявить возможности дошкольников в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
• Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
• Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
• Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях.
• Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
• Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.
• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
• Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.
• Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
• Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
• Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Эффективные формы и методы обучения
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• интеграция образовательных областей;
• беседы из личного опыта, по иллюстрациям, сюжетным картинам;
• чтение художественной литературы с последующим разбором;
• сравнение (хорошо, плохо и т. д.)
• развлечения, досуги;
• игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
• экскурсии по ДОО, по территории сада, за пределы участка;
• наблюдения;
• эксперименты и опыты;
• кружковая работа;
• игровые тренинги;
• «минутки безопасности»;
• моделирование возможных опасных ситуаций;
• анкетирование родителей;
• педагогический эксперимент;
• метод решения проблемных ситуаций.
Основные направления
• Ребенок и другие люди.
• Ребенок и природа.
• Ребенок дома.
• Ребенок и пожарная безопасность.
• Ребёнок и здоровье.
• Эмоциональное благополучие ребенка.
• Ребенок на улицах станицы.
Виды детской деятельности
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Продуктивная
• Трудовая
• Физкультурно-оздоровительная
• Музыкально –художественная
• Игровая
Участники педагогического процесса: руководитель творческой мастерской, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог, дети, родители, социум.
Формы взаимодействия участников образовательного процесса
• совместное планирование;
• индивидуальные консультации;
• консультации для педагогов ДОО;
• семинары-практикумы;
• открытые просмотры;
• развлечения, праздники.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания,
• беседы,
• папки-передвижки,
• консультации-практикумы.
Ожидаемые результаты:
• Сформированность знаний, представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях; соответственно их возрасту и программе обучения;
• Осознанное, самостоятельное, адекватное поведение детей к потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека.
• Применение детьми полученных знаний и умений в повседневной жизни.
• Пополнение дидактического и наглядного материала для работы с детьми.
• Разработан консультативный материал для родителей.
• Обогащение предметно- пространственной среды в группах по ОБЖ при активном участии родителей.