Наталья Кузнецова
Презентация педагога-психолога «Сказкотерапия как одно из эффективных средств развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Сказка как один из эффективных методов развития связной речи
Слайд 2. К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. А ведь для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
Публикация «Презентация педагога-психолога „Сказкотерапия как одно из эффективных средств развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В возрасте 5-6 лет речь детей должна быть сформирована полностью, они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.
Слайд 3. Связная речь, является видом речемыслительной деятельности
Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад.
Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.
Дети черпают из сказок множество познаний : представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Сказка – учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка формирует систему ценностей ребёнкака, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, помогает педагогам многому его научить. Сказка побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Слайд 4
Сказки определяются по содержанию: Антропоморфные Бытовые
Волшебные
Антропоморфные сказки :в этих сказках животные, предметы, явления, наделены человеческими качествами.
Бытовые сказки :в их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь действуют реальные герои: муж, жена, Это сказки на семейно-бытовые темы.
Волшебные сказки :. В них действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают зло.
Слайд 5.
Сказки по происхождению : Мифологические Народные Авторские
Мифологические и народные сказки : Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Сочинёные народом
Авторские сказки : Написаны автором.
Слайд 6. Сказки по задаче :Дидактические
Психокоррекционные
Психотерапевтические
Медитационые
Дидактические сказки : Создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, .) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут
Психокоррекционные сказки : Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Замещение” неэффективного поведения на более продуктивный.
Психотерапевтические сказки : Сказки, врачующие Душу.
Медитационые сказки : Успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции.
Слайд 7. Этапы организации занятий. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, пересказ, проигрываем и сочиняем сказку.
Слайд 8. СлушаниеУ каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В дети часто легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенока привлекают с человеческие персонажи: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это, доступность для осмысления детям
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
Пересказ
Сдайд 9. Проигрывание сказки - Спектакли по сказкам проигрываются не один раз, например, для родителей и детей других групп. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками.
Сочинение сказки. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить мышление, речь и фантазию. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.
Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Слайд 10. Одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок.
Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказку. Самостоятельное сочинение сказок, приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода учебной) деятельности.
Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:
1. Рассказ о сказочных героях.
Выбирают сказочных героев и рассказывают, почему они выбрали, описывают его характер, рассказывают про сказочного героя
2. Рассказ сказки по кругу.
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок сказки,
При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.
3. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике появиляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.
4. Перепиши конец сказки. Дети и переписывают конец сказки. Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.
5. Переписывание сказки на новый лад.
Наши дети по мотивам сказки "Морозко" сочинили свою сказку, в которой мачеха и ее дочь перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми.
6. Сказка наоборот – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, Алёнушка превращалась в злую, а баба-яга в добрую.
7. Сказка с новыми героями. Дети включают в сказку новых героев.
8. Сказка в гости к нам пришла. Переносят действие сказки в нашу жизнь.