Олеся Смирнова
С чего начинается мышление или своя музыка. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек видит мир и все происходящее в нем по-своему, в своих красках. Каким же представляется мир ребенку? Именно от взрослого зависит ответ на этот вопрос.
Современная культура, насыщенная пестротой и динамизмом, требует от детей развитую способность на быструю смену впечатлений, запоминание и осознание большого количества новой информации.
Помогает связывать новые и усвоенные знания ассоциативное мышление. Это способность видеть связь в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Публикация «С чего начинается мышление или своя музыка, Из опыта работы» размещена в разделах
Ассоциативность – важнейшая сторона музыкального мышления.
Ребенок рождается не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью.
Младшие дошкольники познают мир через восприятие предметов. На этом этапе звук погремушки им гораздо менее интересен, нежели ее внешний вид: она может быть большой, маленькой, круглой, разноцветной, в виде бабочки или яблочка. Наглядно-действенный вид мышления открывает младшему дошкольнику многочисленные связи между ним и предметами окружающего его мира.
Дошкольники среднего возраста, уже имея жизненный опыт, накопившийся к этому времени, могут представить, на что похожи звуки различных детских музыкальных инструментов. В этот период особенно важно «помогать мышлению», развивая гибкое, способное на предвосхищение воображение. Здесь музыкальному руководителю помогает использование мультимедийных пособий, организующих восприятие в нескольких ракурсах: слышу, представляю, вижу, делаю.
Самая сложная форма мышления в дошкольном возрасте – словесно-логическая.
Это важная стадия в умственном развитии, когда ребенок научается с помощью речи выражать логические умозаключения. В музыкальной деятельности в этот период ребенку становится понятно, например, что ритм – это такой музыкальный рисунок. Его можно прохлопать или сыграть на музыкальном инструменте.
Важно понимать, что для развития мышления дошкольников просто необходима музыка.
Все, что происходит в голове ребенка с ней связано. Знание цветов радуги помогает освоить начальную нотную грамоту.
Представляя, как двигается пожилой человек, а как шустрый малыш, – можно понять, что такое ритм.
А во время свободных игр дети часто что то напевают из услышанного ранее или даже придуманное ими только что…
Развитая ассоциативность – важнейшая сторона музыкального мышления, которая помогает создавать СВОЮ музыку в реальном времени из собственных мыслей. То есть импровизировать!
Таким образом, импровизационные опыты и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, развивает в дошкольниках музыкальное мышление, чувства, воображение.
Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно. В инструментальном творчестве импровизационную деятельность предвосхищает этап предварительной работы :
- Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в живом исполнении педагогов или исполнителей-профессионалов.
- - беседы о выразительных средствах музыкального языка.
- - изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей.
- Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.
Необходимо позаботиться о том, чтобы музыкальная импровизация стала понятна и доступна дошкольникам, что предполагает наличие в учреждении музыкальных инструментов, не требующих специального долгосрочного обучения.
Овладение навыками игры на ДМИ пройдет успешно при выполнении следующих творческих заданий:
- Ребенок передает на ударных инструментах звуки окружающего мира, учитывая их тембровую окраску – это ТЕМБРОВАЯ импровизация
- - исполнение коротких ритмических мотивов – стук дятла, капли дождя – это РИТМИЧЕСКАЯ импровизация.
- - исполнениекоротких мелодических мотивов – МЕЛОДИЧЕСКАЯ импровизация. Это высшая ступень импровизации. Она говорит о том, что ребенок сделал большой шаг на пути к настоящему музыкальному творчеству.
«На месте не стой!» – таким стал наш девиз. Мы хотим развивать наших воспитанников. И вот такими видим условия их развития:
- Соблюдение принципа свободы
- - накопление впечатлений от восприятия искусства – встречи в музыкальных гостиных с талантливыми исполнителями, посещение концертов, конкурсов, выступлений
- - накопление опыта исполнительства песен, танцев, оркестровых композиций перед друзьями, родителями, воспитателями и многочисленными зрителями.
- - оснащение музыкального творчества как в детском саду, так и в семье качественным музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
Однажды нам придется задуматься, что еще мы можем сделать для дальнейшего развития наших воспитанников?
А можем многое. Для детей всегда на первом месте игра. Этот вид деятельности не только создает эмоциональное настроение, но и развивает интеллектуальные способности.
Дети с легкостью могут представить себя маленьким ручейком, который течет, плавно извиваясь среди камней или замереть в образе холодной неподвижной ледяной скульптуры – только нужно подобрать для этого подходящую музыку.
А так же подобрать игры, развивающие способность чувствовать содержание музыки, понимать музыкальные интонации, развивать ритмическое мышление и музыкальное творчество.
С чего начинается мышление?
Конечно с музыки!
Необходимо дать детям стимул к конкретному виду музыкальной деятельности, поощрять инициативу, отмечать эстетическую привлекательность их деятельности и ни в коем случае не навязывать готового решения!
И тогда дети в своей самостоятельной деятельности будут использовать знакомые мелодии, песни и танцы. И даже смогут придумать на основе имеющегося музыкального опыта свои песенки или движения к танцам.
Сами захотят слушать музыку, играть ее на детских музыкальных инструментах.
С чего же начинается мышление? Аристотель говорил: «Мышление начинается с удивления!»
Удивляйте и удивляйтесь сами, тогда наши дети будут умны и радостны!
Спасибо за внимание!