МААМ-картинки

Опыт работы «Музейная педагогика — территория поиска и игры. Мини-музей в дошкольном учреждении»

Катерина Фокина
Опыт работы «Музейная педагогика — территория поиска и игры. Мини-музей в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Сегодня в рамках муниципального методического объединения воспитателей наш детский сад представит опыт работы по теме «Музейная педагогика – территория поиска и игры. Мини – музей в дошкольном учреждении»

2слайд

Что означает слово «музей»?

Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика — территория поиска и игры, Мини-музей в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.

3 слайд

Работа в мини-музеях выражена в направлении «музейная педагогика»– это область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности.

4 слайд

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

5 слайд

В процессе музейно-образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Задачей педагога является, правильно формируя предложения, доступным для понимания языком донести информацию, содержащуюся в различных экспонатах собранных вместе в мини-музее.

6 слайд

Занимаясь таким образом с ребенком, рассматривая иллюстрации и экспонаты мини-музея необходимо предлагать ребенку пересказать запомнившиеся ему моменты рассказа педагога, с чем дети легко справляются, при этом наверняка допуская речевые ошибки. Педагог, стараясь не перебивать ребенка, должен предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец правильной речи.

7 слайд

Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

8 слайд

Организация мини – музеев включает в себя несколько этапов:

1 - подготовительный.

2 –практический.

3 – заключительный (подведение итогов)

9 слайд

1 - подготовительный.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, цели задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Возраст детей.

Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может появится в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т. д.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

10 слайд

Второй этап – практический. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Тема мини-музея может быть любая. Необходимо продумать оригинальность темы.

Оценка экспонатов музея включаетв себя :

- качество,

- разнообразие,

- историю экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

Экспонаты должны соответствовать возрасту детей.

Так ж необходимо наличие паспорта мини-музея или проекта.

Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею.

Умение педагога провести экскурсию по своему музею.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить.

Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т. д – все что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для администрации ДОУ, для гостей и родителей.

11 слайд

Третий этап – заключительный (подведение итогов). Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

12 слайд

Значение и использование мини – музеев

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

13 слайд

В нашем детском саду воспитателями групп проведена планомерная работа по созданию условий для совместной деятельности педагогов и детей в процессе организации «мини-музея».

«Мини-музеи» разнообразны по своему эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей.

Тематика музеев получилась разнообразной:

14 слайд

мини-музей «Матрёшка»;

15 слайд

мини-музей «Русские традиции»;

16 слайд

мини-музей «В мире космоса»;

17 слайд

мини-музей «Светофор»;

18 слайд

мини-музей «Забавушка»;

19 слайд

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и хотела бы более подробно рассказать вам о мини-музее «Русская горница»

Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи разработано календарно- тематическое планирование которое включает в себя следующие темы работы :

20 слайд

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты»

Была организована выставка народных инструментов, проведена беседа с детьми и как вы видите, дети взаимодействовали с экспонатами. Это особенность мини-музея в ДОУ, дети могут не только посмотреть экспонаты, но и объиграть их.

21 слайд

Тема: «Народный костюм»

22 слайд

Тема: «Русский фольклор»

Также создана выставка русских народных сказок, песенок, потешек. Мы с детьми вспоминали уже известные и знакомились с новыми произведениями.

23 слайд

Тема: Предметы быта»

24 слайд

Тема «Традиции русского народа»

Такие как встреча гостей, чаепитие, народные гуляния. Мы не только беседовали об этом, но и объигрывали ситуации.

25 слайд

Тема «Народные промыслы»

26 слайд

Тема «Знакомство с русской народной игрушкой»

Мы с ребятами посещали картинную галерею им. Тихонова, где нас познакомили с историей народной игрушки и провели мк по изготовлению куклы

27 слайд

Также для детей изготовлены альбомы для рассматривания: «Быт и предметы утвари русской избы», «Народная кукла», «Русская матрешка», Русский народный костюм», «Деревянная игрушка» и др.

28 слайд

Также изготовлено методическое пособие лепбук «Как жили люди на руси», в котором представлены игры и картинки для рассматривания на данную тему.

29 слайд

Для родителей разработаны следующие консультации: «Приобщение к истокам и традициям России», Влияние русских народных сказок на развитие ребенка», «Как приобщить ребенка к русской культуре» и др.

30 слайд

Родители также заинтересовались этой темой и приняли активное участие в пополнении мини-музея экспонатами, изготовлении русского народного костюма.

31 слайд

Наш опыт работы доказал, что с использованием музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде.

32 слайд

Все вышеперечисленные качества, по нашему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.

33 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Музейная педагогика — территория поиска и игры. Мини-музей в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 31 июля 2020 в 12:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Музейная педагогика — территория поиска и игры. Мини-музей в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД