Катерина Фокина
Опыт работы «Музейная педагогика — территория поиска и игры. Мини-музей в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Сегодня в рамках муниципального методического объединения воспитателей наш детский сад представит опыт работы по теме «Музейная педагогика – территория поиска и игры. Мини – музей в дошкольном учреждении»
2слайд
Что означает слово «музей»?
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика — территория поиска и игры, Мини-музей в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.
3 слайд
Работа в мини-музеях выражена в направлении «музейная педагогика»– это область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности.
4 слайд
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.
Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
5 слайд
В процессе музейно-образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Задачей педагога является, правильно формируя предложения, доступным для понимания языком донести информацию, содержащуюся в различных экспонатах собранных вместе в мини-музее.
6 слайд
Занимаясь таким образом с ребенком, рассматривая иллюстрации и экспонаты мини-музея необходимо предлагать ребенку пересказать запомнившиеся ему моменты рассказа педагога, с чем дети легко справляются, при этом наверняка допуская речевые ошибки. Педагог, стараясь не перебивать ребенка, должен предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец правильной речи.
7 слайд
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
8 слайд
Организация мини – музеев включает в себя несколько этапов:
1 - подготовительный.
2 –практический.
3 – заключительный (подведение итогов)
9 слайд
1 - подготовительный.
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, цели задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может появится в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т. д.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
10 слайд
Второй этап – практический. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
Тема мини-музея может быть любая. Необходимо продумать оригинальность темы.
Оценка экспонатов музея включаетв себя :
- качество,
- разнообразие,
- историю экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,
Экспонаты должны соответствовать возрасту детей.
Так ж необходимо наличие паспорта мини-музея или проекта.
Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею.
Умение педагога провести экскурсию по своему музею.
Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить.
Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т. д – все что связано с темой музея.
Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.
На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для администрации ДОУ, для гостей и родителей.
11 слайд
Третий этап – заключительный (подведение итогов). Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки.
2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.
3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.
12 слайд
Значение и использование мини – музеев
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.
Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
13 слайд
В нашем детском саду воспитателями групп проведена планомерная работа по созданию условий для совместной деятельности педагогов и детей в процессе организации «мини-музея».
«Мини-музеи» разнообразны по своему эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей.
Тематика музеев получилась разнообразной:
14 слайд
мини-музей «Матрёшка»;
15 слайд
мини-музей «Русские традиции»;
16 слайд
мини-музей «В мире космоса»;
17 слайд
мини-музей «Светофор»;
18 слайд
мини-музей «Забавушка»;
19 слайд
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и хотела бы более подробно рассказать вам о мини-музее «Русская горница»
Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи разработано календарно- тематическое планирование которое включает в себя следующие темы работы :
20 слайд
Тема: «Русские народные музыкальные инструменты»
Была организована выставка народных инструментов, проведена беседа с детьми и как вы видите, дети взаимодействовали с экспонатами. Это особенность мини-музея в ДОУ, дети могут не только посмотреть экспонаты, но и объиграть их.
21 слайд
Тема: «Народный костюм»
22 слайд
Тема: «Русский фольклор»
Также создана выставка русских народных сказок, песенок, потешек. Мы с детьми вспоминали уже известные и знакомились с новыми произведениями.
23 слайд
Тема: Предметы быта»
24 слайд
Тема «Традиции русского народа»
Такие как встреча гостей, чаепитие, народные гуляния. Мы не только беседовали об этом, но и объигрывали ситуации.
25 слайд
Тема «Народные промыслы»
26 слайд
Тема «Знакомство с русской народной игрушкой»
Мы с ребятами посещали картинную галерею им. Тихонова, где нас познакомили с историей народной игрушки и провели мк по изготовлению куклы
27 слайд
Также для детей изготовлены альбомы для рассматривания: «Быт и предметы утвари русской избы», «Народная кукла», «Русская матрешка», Русский народный костюм», «Деревянная игрушка» и др.
28 слайд
Также изготовлено методическое пособие лепбук «Как жили люди на руси», в котором представлены игры и картинки для рассматривания на данную тему.
29 слайд
Для родителей разработаны следующие консультации: «Приобщение к истокам и традициям России», Влияние русских народных сказок на развитие ребенка», «Как приобщить ребенка к русской культуре» и др.
30 слайд
Родители также заинтересовались этой темой и приняли активное участие в пополнении мини-музея экспонатами, изготовлении русского народного костюма.
31 слайд
Наш опыт работы доказал, что с использованием музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде.
32 слайд
Все вышеперечисленные качества, по нашему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.
33 слайд
Спасибо за внимание!