Юлия Чазова
Онтогенез диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, характеризующийся поочерёдно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух или более лиц.
Продуктом данной формы речевого высказывания является диалог разной степени развёрнутости.
На первоначальных этапах становления диалога «взрослый – ребенок» ребенок еще не владеет структурой диалога.
Об этом свидетельствует:
*отсутствие коммуникативных актов инициации к взаимодействию с его стороны,
*неумение реагировать на вопросы взрослого адекватным образом,
Публикация «Онтогенез диалогической речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
*неумение начинать и поддерживать тему диалога,
*неумение переходить к другой теме.
Диалог с годовалым ребенком практически в половине случаев неуспешен. На данном этапе можно говорить о некоторых типах ранних коммуникативных неудач. Распространенными причинами самых первых из них – отсутствие ответных реакций – могут являться когнитивная недоступность или дефицит диалогической техники. Чуть позже можно пронаблюдать отсутствие ответа, вызванное лексическим дефицитом, неадекватную реакцию (действие, неправильный ответ.
Способность начать диалог (вербально привлечь внимание взрослого) и попытки обозначить его тему появляются у ребенка приблизительно в возрасте полутора лет. В этот период мать компенсирует коммуникативные неудачи ребенка, объясняющиеся несовершенной фонетикой и ограниченностью его лексико-грамматического репертуара. На этапе голофраз (слов, по смыслу эквивалентных предложению) мать предлагает «образец» нормативного произношения и «расширяет» ответную реплику ребенка.
Успешное реплицирование начинается на этапе голофраз. Но в это время, помимо собственно голофраз, в ответных репликах может присутствовать имитация действия, а в некоторых случаях ребенок совершает адекватное действие. На данном этапе появляется прототип двухсловных ответов, когда в ответе наряду с голофразой присутствует указательный жест.
К концу второго года жизни расширяется семантический репертуар ответов: появляются субъект, предикат, прямой объект. Обычно после двух лет начинается этап двухсловных ответов.
В диалоге с ребенком третьего года мать начинает активно использовать квантитативные и квалитативные вопросы, вопросы причинной обусловленности. Вопросы матери также меняются – движение от вопросов о ситуациях наблюдаемых к вопросам о ситуациях ненаблюдаемых.
В возрасте 4 –5 лет возникают реплики-переспросы. Реплики-переспросы выступают, как просьба пояснить сказанное партнером, то есть служат механизмом восстановления разговора между собеседниками. Затем от неспецифических видов просьб «вопросов-переспросов» развиваются модели «вопрос-ответ».
К 5-7 годам у детей складывается богатая гамма вопросно-ответных типов диалогических отношений, где один из собеседников пытается получить доступ к состоянию знаний другого с целью дальнейшего взаимодействия, как в речевом, так и в предметном плане.
Таким образом, диалогическая форма речи представляет собой процесс непосредственного общения, характеризующийся поочерёдно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух или более лиц. Продуктом речевого высказывания – диалог разной степени развёрнутости. Процесс развития диалогической речи – это результат генерализации языковых явлений на основе восприятия речи окружающих людей, собственной речевой активности, включающей заимствование и обобщение речевых форм, их перенос в новые рамки общения.