Папки-передвижки

Обследование детей с ОНР III уровня

Пальмова Вера
Обследование детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (ренгенография лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом - дефектологам и включает обследование следующих сторон речи: лексико – грамматической,фонетической, фонематической, слоговой структурой, связной речи.

Публикация «Обследование детей с ОНР III уровня» размещена в разделах

Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком. Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы -выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом.

Методика обследования артикуляционного аппарата

(авторы Власенко И. Т. ; Чиркина Г. В.)

Методика позволяет выявить степень подвижности артикуляционного аппарата у ребенка.

1. Обследование методики артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое: отличается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания.

2. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры.

3. Проверяется умение держать рот закрытым (закрыть глаза, нахмурить брови, наморщить лоб). Отличается появление сопутствующих движений (синкинезий, симметричность носогубных складок при оскале.

4. Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата производится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. Отличается качественная сторона каждого движения, истощаемость движения, объем, появление содружественных движений.

5. Выявление формы пореза, а также наличие слюноотделения. Выявляется, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройство глотания.

6. Движение губ смыкая, оскал, вытягивание вперед. Движение нижней челюсти, открывание и закрывание рта. Движение языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, распластывание языка и другие. Паратичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонение, истощаемости, не плавности движений. Точность и быстрота движений также является необходимым условием того, чтобы артикуляция была четкой и внятной. Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в напряженности, в резком выдвижении кончика; подергиванием при произвольном движении указывают на тонические расстройства.

Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случае одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую сторону».

Обследуется состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при произношении звука «А», наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса.

Обследование уровня фонематического восприятия

(методика Левиной Р. Е.)

Уровень фонематического восприятия – это особенность различения воспринимаемых звуков речи.

Для, того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук «у» среди гласных «а, о, ы» если согласный «т» среди «м, п., к, н» ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.

Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить пару звуков, как «д, и, т», «с, и, ш, р, л»; или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги, типа: са-ша, ша-са, са-за, ша-жа, жа-за, ач-ас и т. д. Необходимо обследовать все корригирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са-ша, ша-са, са-за, звонких глухих (па-ба, та-да, ка-га, сонорных (ра-ла, мягких и твердых (са-ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие шипящих и свистящих звуков, так наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук «х» со взрывным «к», что часто наблюдается у детей с фонетическим недоразвитием.

Методика обследования грамматического строя языка и связной речи

 (авторы Власенко И. Т., Чиркина Т. В., Трубникова Н. М. ;

картинный материал автора Иншаковой О. Б.)

Целью исследования является определение уровня сформированности грамматических категорий языка.

Обследование грамматических категорий начинается с исследования понимания образуемой речи:

а) понимание предлогов: к, за, на, под;

б) понимание предложения с причинно-следственной связи;

в) понимание изменения числа существительных в предложении.

Обследование словоизменения осуществляется по следующим категориям: изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по родам.

Словообразование включает в себя следующие категории:

а) образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок (приехать, уехать, заехать);

б) образование глаголов с противоположным значением;

в) образование существительных с помощью уменьшительно ласкательного суффикса;

г) образование глаголов от прилагательных (красный - краснеть);

д) подбор родственных слов (дом-домик, домашний, домовой).

Организация бесед с родителями

Логопед узнает о формировании речи ребенка: - когда появились в речи ребенка гуление, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами; -не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте, -по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);

- Какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое развитие или протекало стихийно; - в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, -благоприятные или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях, диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Квест-игра по выявлению уровня знаний детей к концу года «Страна сказок»Квест-игра по выявлению уровня знаний детей к концу года «Страна сказок» Квест-игра «Страна сказок» Цель: Выявить уровень знаний детей к концу года. Задачи: Образовательные: Активизировать интерес к познанию окружающего.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обследование детей с ОНР III уровня
Опубликовано: 30 июня 2023 в 13:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обследование детей с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Пальмова Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД