Пальмова Вера
Обследование детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (ренгенография лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом - дефектологам и включает обследование следующих сторон речи: лексико – грамматической,фонетической, фонематической, слоговой структурой, связной речи.
Публикация «Обследование детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком. Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы -выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом.
Методика обследования артикуляционного аппарата
(авторы Власенко И. Т. ; Чиркина Г. В.)
Методика позволяет выявить степень подвижности артикуляционного аппарата у ребенка.
1. Обследование методики артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое: отличается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания.
2. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры.
3. Проверяется умение держать рот закрытым (закрыть глаза, нахмурить брови, наморщить лоб). Отличается появление сопутствующих движений (синкинезий, симметричность носогубных складок при оскале.
4. Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата производится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. Отличается качественная сторона каждого движения, истощаемость движения, объем, появление содружественных движений.
5. Выявление формы пореза, а также наличие слюноотделения. Выявляется, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройство глотания.
6. Движение губ смыкая, оскал, вытягивание вперед. Движение нижней челюсти, открывание и закрывание рта. Движение языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, распластывание языка и другие. Паратичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонение, истощаемости, не плавности движений. Точность и быстрота движений также является необходимым условием того, чтобы артикуляция была четкой и внятной. Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в напряженности, в резком выдвижении кончика; подергиванием при произвольном движении указывают на тонические расстройства.
Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случае одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую сторону».
Обследуется состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при произношении звука «А», наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса.
Обследование уровня фонематического восприятия
(методика Левиной Р. Е.)
Уровень фонематического восприятия – это особенность различения воспринимаемых звуков речи.
Для, того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук «у» среди гласных «а, о, ы» если согласный «т» среди «м, п., к, н» ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.
Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить пару звуков, как «д, и, т», «с, и, ш, р, л»; или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги, типа: са-ша, ша-са, са-за, ша-жа, жа-за, ач-ас и т. д. Необходимо обследовать все корригирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са-ша, ша-са, са-за, звонких глухих (па-ба, та-да, ка-га, сонорных (ра-ла, мягких и твердых (са-ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие шипящих и свистящих звуков, так наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук «х» со взрывным «к», что часто наблюдается у детей с фонетическим недоразвитием.
Методика обследования грамматического строя языка и связной речи
(авторы Власенко И. Т., Чиркина Т. В., Трубникова Н. М. ;
картинный материал автора Иншаковой О. Б.)
Целью исследования является определение уровня сформированности грамматических категорий языка.
Обследование грамматических категорий начинается с исследования понимания образуемой речи:
а) понимание предлогов: к, за, на, под;
б) понимание предложения с причинно-следственной связи;
в) понимание изменения числа существительных в предложении.
Обследование словоизменения осуществляется по следующим категориям: изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по родам.
Словообразование включает в себя следующие категории:
а) образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок (приехать, уехать, заехать);
б) образование глаголов с противоположным значением;
в) образование существительных с помощью уменьшительно ласкательного суффикса;
г) образование глаголов от прилагательных (красный - краснеть);
д) подбор родственных слов (дом-домик, домашний, домовой).
Организация бесед с родителями
Логопед узнает о формировании речи ребенка: - когда появились в речи ребенка гуление, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами; -не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте, -по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);
- Какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое развитие или протекало стихийно; - в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, -благоприятные или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях, диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда.