Калиничева Ольга
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
Слайд 2
Актуальность вопроса о воспитании у дошкольников патриотических чувств в настоящее время стала особенно значима.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Слайд 3
Этапы воспитания патриотизма у детей раннего возраста
1 этап Формирование отношений в своей семье. Патриотическое воспитание начинается с близкого окружения ребёнка. Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
2 этап Формирование положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению. Всестороннее становление ребенка: личностное, морально-нравственное. Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Слайд 4
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются :
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- развитие чувства ответственности;
- формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-формирование элементарных знаний о правах человека.
Слайд 5
В группе, уделяется большое значение понятию «семья». В этом помогают семейные альбомы. Мы их рассматриваем, ребёнок называет тех, кто изображен на фото, где были и что делали.
Это способствует запоминанию и называнию детьми членов семьи; воспитывать любовь к семье.
Слайд 6
С детьми проводятся дидактические игры, занятия : «Чья мама?», «Чей малыш». Познакомить с животными и их детенышами. У них тоже есть мама.
Слайд 7
Пальчиковые игры «Семья», «Сорока белобока», «Этот пальчик дедушка».
Это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Слайд 8 -Слайд 9
Обыгрывание с детьми различных сюжетных моментов, такие как «Ждем гостей», «Чаепитие», «Семья», «Уложим куклу спать», «Купаем Катю»,
Благодаря этим сюжетным моментам, дети создают образ семьи, отображают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению.
Слайд 10
Еще несколько незаменимых средств нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста – устное народное творчество (сказки, потешки, народный промысел (игрушка «Матрешка») и хороводные игры.
Сказки и потешки вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления и во время умывания, приучения к горшку поможет быстрее уснуть, а после сна проснуться. Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться.
Слайд 11 (фото) С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
«Я совсем теперь большой,В памперс больше ни ногой. Подарили мне горшок! С ним дружу теперь я –ок!
«Прыг-скок,прыг-скок, мы присядем на горшок, мы поели, мы попили, про него чуть не забыли! Послушные детишки сделают делишки: «А-а-а» и «Пись-пись-пись». Только ты не торопись!»
Слайд 12
С помощью различных видов театра обыгрываем знакомые произведения народного творчества, а они в свою очередь передают от поколения в поколение основные нравственные ценности : добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.
Слайд 13
Матрёшка – самая загадочная игрушка. Её называют душой России.
Провожу игры непосредственно с самой «Матрешкой». С ними можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.
Слайд 14
Играем с детьми в дидактические игры
«Собери матрешку», «Расставь по порядку», «Собери картинку».
Слайд 15
Раскрашиваем сарафаны матрешкам.
Слайд 16
Чем хороши хороводные игры? По своему характеру – это игры – забавы.
Они всегда связаны с праздниками, в них царит веселье. Хороводные игры исключают конкуренцию и неуспех ребенка, способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми.
Слайд 17 (фото) Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Слайд 18 Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения
Слайд 19 (фото) Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Слайд 20 (фото) Родители-пример для детей. Нравственно-патриотическое воспитание начинается с раннего возраста через любовь и заботу близких людей, через положительные отношения между мамой и папой, через семейные традиции, совместные дела, совместный отдых и праздники.
Слайд 21 (фото)
Слайд 22 (фото) Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.