Светлана Васильевна Апарина
Народные игры и физическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры и физическое развитие.
Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Публикация «Народные игры и физическое развитие дошкольников» размещена в разделах
В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.
Характерная особенность народной подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде, сила. Игра учит премудростям жизни, добре и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.
В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, зазывалки, считалки.
В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.
Особенности организации народных подвижных игр.
1. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
2. Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.
3. В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.
4. Правила игры излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
5. При объяснении игры должны применяться средства выразительности: - мимика,
- жесты,
- интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать, создать атмосферу радости.
6. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
7. В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
8. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребё нка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, преодолевать трудности.
Наиболее важен классификационный признак.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”,” Хромая лиса”, “Филин и пташки”. “Лягушата”, “Медведь и медовый пряник”, “Зайки и ежи”, “Ящерица”, “Хромой цыпленок”, “Оса” и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй признак– “Быт русского народа”, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй признак входят народные игры : “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.
С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий признак. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры : “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого признака, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры : “Единоборство” (в различных положениях, с различным инвентарем, “Тяни в круг”, “Бой петухов”, “Достань камешек”, “Перетяни за черту”, “Тяни за булавы”, “Борящаяся цепь”, “Цепи кованы”, “Перетягивание каната”, “Перетягивание прыжками”, “Вытолкни за круг”. “Защита укрепления”, “Сильный бросок”, “Каждый против каждого”, “Бои на бревне” и их различные варианты.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.