анастасия макарова
Программа кружка по лепке из соленого теста «Наши волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Наши волшебные пальчики»
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Календарно - тематический план
3. Список литературы
4. Приложение
Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка по лепке из соленого теста „Наши волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки
Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели и задачи:
• Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
• Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
• Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
• Развитие мелкой моторики.
Используемые приемы лепки :
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Принципы построения программы :
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Материалы и инструменты:
тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки, зубочистки, узкая атласная ленточка, фасоль, горох, бобы, семена подсолнечника, макаронные изделия, перец горошком, скорлупа грецкого ореха, мак, спичечные коробки, салфетки, пластиковые крышки от бутылок. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки.
Ожидаемые результаты.
В ходе занятий лепки из соленого теста дети учатся :
- свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке; - знакомятся с пластичным материалом - тестом. - учатся выполнить некоторые приемы действий с тестом : разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
- развивают мелкую моторику и, естественно, речь. - работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций; - получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Методическое обеспечение программы
Занятия кружка проводятся в специально организованной деятельности с использованием игровых методов, художественной литературы, наглядности. В конце года создается выставка мини-музей.
Приемы и методы: игровые, наглядные.
Дидактический материал: картинки с изображением, загадки, стихи, потешки, звукозапись, чудесный мешочек.
Предполагаемый результат
1. Фотовыставка «Наши любимые игрушки»
2. Подарки на праздник родителям.
3. Презентация результатов работы на родительском собрании
Сведения об авторе
Макарова Анастасия Сергеевна. Воспитатель I квалификационной категории. Педагогический стаж 5 лет. В данное время работаю с детьми 3 – 4 лет. По этой программе работаю первый год.
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Задачи Количество занятий
теория практика
1
Рассматривание готовых поделок из соленого теста
Знакомимся с волшебным материалом (соленое тесто). Он пластичный, послушный, теплый, добрый. Из него мы сделаем различные подделки.
1
2 Колбаски
(раскатывание)
Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской» 1
3
Палочки
(раскатывание)
Учить отщипывать небольшие комочки теста, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. 1
4
Сказка Колобок
Знакомство с персонажами из сказки «колобок».
1
5
Колобок
(скатывание)
Научить скатывать шарики круговыми движениями, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. 1
6 Грибочек для белочки (раскатывание)
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей (палочка из теста и скорлупа от грецкого ореха, соединяя их.
1
7
Витамины в баночке
(надавливание)
Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе (баночке из картона, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. 1
8
Тучка и дождик
(отщипывание и надавливание)
Продолжать учить отщипывать и надавливать на кусочки теста, закрепляя на основе из картона. 1
9
Солнышко
(размазывание)
Учить детей размазывать тесто на картоне;
1
10
Ладушки, ладушки, испечем оладушки (скатывание)
Продолжить учить скатывать шар между ладоней, сплющивать его ладонями.
1
11
Зима. Снег идет
(скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) 1
12
Елочные шарики
(скатывание)
Продолжать учить скатывать маленькие шарики разного цвета и прикреплять их на картон в форме круга.
1
13
Снеговик
(скатывание)
Учить лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала (пластиковая крышка от бутылки, перец горошком, сухая палочка, веточка)
1
14 Елочка, елочка
колючая иголочка (скатывание, надавливание, размазывание)
Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;
Заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей, маленькая искусственная ёлочка, фасоль, перец горошком, семечки.
1
15
Конфетки на тарелочке
(скатывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики и колбаски, надавливать указательным пальцем, прикрепляя к плоской основе – тарелочке (заготовке из картона (белые круги)
1
16
Плюшки-завитушки
(скатывание, сплющивание)
Продолжать учить сплющивать шарики из пластилина (теста) при помощи всех пальцев рук; украшать готовое изделие крупами, мелкими макаронными изделиями.
1
17
Погремушка для куклы
(скатывание)
Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая, их друг к другу.
1
18
Сушки, баранки (раскатывание, соединение деталей)
Научить детей раскатывать колбаски и соединять их концы в кольцо; украшать маком.
1
19
Самолёты стоят на аэродроме
(раскатывание, соединение деталей)
Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков. Закреплять умение делить комок пластилина (теста) на глаз на две равных части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы.
(раскатывание, соединение деталей)
Продолжать изготовлять поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей
1
20
Снежинка
(скатывание)
Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.
1
21
Подарок папе
(скатывание, сплющивание)
Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.
1
22
Подарок маме
(скатывание, сплющивание)
Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.
1
23 Баю – бай, засыпай
(скатывание, надавливание, размазывание)
Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;
1
24
Сосульки
Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. Оформлять на картонной крыше.
1
25
Миска для кошечки
(скатывание)
Продолжить учить скатывать шарик, между ладоней и делать пальцем углубление в середине комочка.
1
26
Вот ежик – ни головы,
ни ножек Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками, спагетти, перцем горошком.
1
27
Червячок
(раскатывание)
Продолжить учить лепить тонкую колбаску, раскатывая ее между ладонями. Придавать нужную форму. 1
28
Гусеничка на зеленом листочке
(деление кома на части, скатывание)
Продолжать учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики круговыми движениями.
1
29
Мостик из бревнышек
(деление кома на части, раскатывание)
Вызвать интерес к моделированию мостика из 3 - 4 «брёвнышек». Учить выравнивать детали по длине, лишнее отрезать. Развивать чувство формы и величины, способность к композиции. 1
30
Одуванчик
(вдавливание)
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин (тесто, создавать объёмную поделку;
Шарики из пластилина (теста) жёлтого цвета; короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, одуванчик (настоящий или картинка).
1
31 Ягода-малина закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
1
32
Цветы
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне;
Пластилин основных цветов (тесто, цветной картон формата А4 (по количеству детей
1
33
Барашек
(отщипывание, скатывание, примазывание)
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне (барашек, оформлять перцем горошком. 1
34
Улитка
(раскатывание)
Вызвать у малышей интерес к лепке; учить лепить улитку
путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. 1
35 Колобок (скатывание, обмазывание)
Закрепить отщипывание и скатывание небольших кусочков от кома, учить обмазывать предмет круглой формы (грецкого ореха). Оформление работы – перец горошком (глаза, нос) 1
36 Рыбка Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме.
1
Всего
2 34
Литература:
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
Лыкова И. А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
Лыкова И. А. Лепим с мамой; азбука лепки; М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
Лыкова И. А. Лепим игрушки; мастерилка; М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009