Ирина Филиппова
Условия развития творчества в конструировании у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Особое значение в формировании творчества имеют специфические детские виды деятельности, к числу которых относится и конструирование.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) [2].
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Детское конструирование определяется также как продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, построек, объектов из разнообразных деталей, элементов путем использования различных способов их соединения и взаимного расположения частей.
Л. А. Парамонова выделила два типа конструирования : техническое и художественное. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала [3].
Одним из принципов, на котором должно основываться руководство творчеством со стороны взрослого, является, по мнению В. Н. Гурвиц, связь обучения с жизнью. Существенным недостатком, который мешает развитию детского творчества, является излишняя опека ребенка. Боясь, что ребенок не справится, ошибется, сделает что-то не так, педагоги часто стремятся помочь ребенку, подсказать, подстраховать его от ошибок, на самом деле мешая самостоятельности, контролируя каждый шаг, навязывая свое решение. Так, сообщая детям, что им предстоит сделать, воспитатели либо сразу все объясняют сами, не активизируя мыслительную деятельность детей, либо, задавая им вопросы, тут же сами отвечают на них, не давая детям даже подумать, сосредоточиться. А ведь включаясь в посильную подготовку всего необходимого для занятия, дошкольники уже мысленно входят в образовательную ситуацию; они уже понимают, что им предстоит делать. Важно ребенку самому предложить отобрать детали, подумать, как лучше сконструировать, чтобы задуманное получилось. При этом важно показать детям варианты решения на примере разных изделий. Одним из недостатков, отрицательно сказывающихся на развитии творчества воспитанников, автор считает ограниченность материалов, которые предлагаются им для конструирования, и ограниченность используемых детьми способов конструирования, идущая от установок воспитателя о том, что и как делать. Некоторые считают, что ничего не надо дошкольникам показывать, что касается техники, что это формализует детское творчество. Такое мнение, по мнению исследователя, ошибочно. Дети любят новизну, им интересно разнообразие, но не всегда они могут сами выделить и воспроизвести способы конструирования. Именно это обедняет их творческие возможности [1].
Знание условий, отрицательно влияющих на развитие детского конструктивного творчества, позволит педагогам избежать негативных моментов, формализма и строить свою работу с дошкольниками более эффективно, педагогически целесообразно и адаптированно к детям.
Кроме того, развитию детского творчества, активности воображения способствует разнообразие предоставляемых детям материалов, отход от традиционных и привычных решений. Для разнообразных способов конструирования и оригинального применения различных материалов можно использовать образные игровые упражнения. Постепенно в это придумывание следует включать и детей, что будет способствовать развитию их фантазии.
Список литературы
1. Гурвиц, В. Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании [Текст] / В. Н. Гурвиц // Наука и школа. – 2013. – № 4. – С. 125–127.
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова [и др. ]; под ред. Т. С. Комаровой. – Москва: Просвещение, 1991. – 256 с.
3. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Парамонова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.