наталья ерошкина
Проект «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
дать представление о почве, ее значении;
развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);
развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.
Задачи:
сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследова-тельской деятельности;
учить фиксировать результаты исследований;
учить формулировать выводы;
формировать интерес к явлениям окружающего мира.
Публикация «Проект „Почва“» размещена в разделах
Тип проекта :
по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, исследователь-ский, творческий, игровой;
по времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Основные формы реализации проекта :
занятия,
беседы,
игры,
опытническая, исследовательская деятельность,
занятия в кружке «Юный экспериментатор»,
работа с родителями.
Обеспечение:
Методическое:
1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.
10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.
Материально - техническое:
земля;
вода;
аквариум;
оборудование для проведения опытнической исследовательской дея-тельности (лупа, стеклянные баночки, пластинка из оргстекла и т. д.);
научно – популярная и художественная литература.
Предполагаемый результат:
развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;
повышение уровня мотивации к занятиям;
развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Ход ПРОЕКТА
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно – популярный и художественной литературы;
- оформление информационной копилки по данной тематике;
- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в сво-бодной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.
Совместная деятельность с родителями воспитанников:
- введение родителей в проблемную ситуацию;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Работа с детьми.
Раздел программы Формы, методы и приемы работы
Познавательная
деятельность - Занятие «Что такое почва?»
- Эксперименты:
1. Виды почв.
2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы.
- Опыты:
1. Сухая и влажная почва.
2. Воздух в почве.
3. Состав почвы.
- Беседы:
«Образование почвы»
«Как сохранить почву?»
«Влажная почва. Ее свойства»
«Что содержится в почве?»
«Песок и глина».
- Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»
«Свойства песка и глины».
- Наблюдения в природе.
Художественная
литература Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).
Чтение отрывков из книги С. Сахарного «По морям вокруг Земли».
Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).
Игровая
деятельность Игра – моделирование «Рождение почвы»
Игра – моделирование «Слои земли»
Игра - викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
Музыкально –
досуговая деятель-ность - Экологический праздник «День Земли»
- Экологический праздник «В царстве царя Берендея»
- Музыкальная игра «Угадай звуки»
ИЗО - Рисование на тему: «Подземные жители»
- Рисование на тему: «Растения и почва»
- Выставка рисунков «Почва в природе»
Работа с родителями
Форма
взаимодействия Тематика
Информационно –
наглядная - Выставка книг «Почемучка».
- Рекомендации в родительском уголке.
Коллективная Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».
Индивидуальная Беседы:
- «Как вести познавательную беседу».
- «Как читать познавательную литературу».
- «Как смотреть познавательное видео и программы».
Познавательная Семинар – практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.
Досуговая Совместный (родители, дети, воспитатели) досуг - инсце-нировка «День Земли».
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ.
- Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы;
- презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Конспект занятия – презентации «Почва. Знакомство со свойствами почвы».
2. Памятка для родителей «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Методические рекомендации
по организации развивающей среды в семье
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем узнаете. Открывайте мир вместе с ваши ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь»?
4. Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и сразу поймет: развивающее обобщение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в свой дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои влечения предметом общения с ребенком.