Галина Джаббарова
Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Текстовое сопровождение. Аннотация к презентации
«Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников»
Слайд 1 Тема выступления: «Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников»
Слайд 2 Что такое «Экономика»
Публикация «Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Экономика – 1) деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2) наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности. Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом. Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй.
СЛАЙД 3 Актуальность
Вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Ребенок так или иначе участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.
СЛАЙД 4 Цели и задачи
Целью обучения является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
• Пробуждать здоровый интерес к деньгам;
• Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
• Учить решать простейшие экономические задачи;
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
СЛАЙД 5 Формы организации работы
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры. В них уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Подборка художественной литературы по
экономическому воспитанию дошкольников.
Сказки отражающие труд людей:
• «Терем – теремок»
• «Хаврошечка»
• «Морозко»
• «Мужик и медведь»
• А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
• К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
• К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
• Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
• К. И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
• Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
• А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
• К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
• К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о бартере:
• Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
• В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
• К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»
• Г. Х. Андерсен «Огниво»
Сказки о рекламе:
• Народные сказки «Лиса и козёл»
• Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
• Ш. Перро «Кот в сапогах»
• С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
• Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
• С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Сделать экономику понятной помогут Сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятия (НОД) расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления
СЛАЙД 6 Предметно-развивающая среда
СЛАЙД 7 Работа на занятиях ФОТО
СЛАЙД 8, 9 Свободная деятельность ФОТО
СЛАЙД 10 Работа с родителями
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ, свидетелем которых является ребенок с самого детства.
Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошколь-ников. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
СЛАЙД 11 Литература по теме
1. Архипова, Е. А. Экономическое воспитание детей : (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6.
2. Глазырина. Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника : справ. и метод. материалы / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006.
3. Левчук, З. К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006.
4. Леонова, Е. А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е. А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн. ,2005.
5. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома : (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15.
6. Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика //Обруч. – 1999. – №1.
7. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и экономика» : [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
8. А. А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»
9. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников»
10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике.. М. : Творческий центр «Сфера», 2009.