Лагуткина Вера Павловна
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные занятия, праздники, а также музыка в быту позволяют расширить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Именно здесь взрослый приобщает ребёнка к искусству и создаёт условия для его полноценного развития.
Темочки:
Практика показывает, что приобщение детей дошкольного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры и развития языка происходят в процессе усвоения высоко-художественных произведений народной, классической и современной музыки.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир, отношения с окружающими, развивается его речь. Но ребёнку необходимо в этом помочь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, с художественной литературой, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу и речь. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и речевой культуры ребёнка очень актуальна и важна.
Воспитание на материале подлинного народного искусства даёт детям возможность познать богатство родной культуры, красоту языка, своеобразие народной мелодики. Эта работа может проходить не только на музыкальных занятиях, но и в быту.
Ценность фольклора в том, что это материал, сохраненный народом, прошедший столетия. В нём отметено всё мимолётное, сохранено самое ценное. Словарный мир ребёнка станет шире. Он узнает значение многих русских слов «ухват, чугунок, прялка и т. д.» Его речь обогатится поэтическими образами («Красна девица идёт, как лебёдушка плывёт.», «Пошла млада за водой…»).
Очень любимы детьми русские народные пляски. Особенно если они исполняются в народном костюме или используется его элемент (кокошник, платочек, т. д.) Вне занятий дети могут подробнее узнать о русском народном костюме.
Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. В музыкальный уголок можно положить для разыгрывания детьми русских народных потешек театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки «Матрёшки», «Ванька – встанька».
С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там есть маленькое игрушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевок, потешек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока, сорока».
Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.