Екатерина Селиванова
Музейная педагогика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Темочки:
Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В решении этих задач большое значение имеет молодая отрасль дошкольной педагогики - музейная педагогика, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек забав. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии необходимо учитывать следующие принципы:
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. 4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название,
Создание мини - музея происходит в несколько этапов:
Первый этап, подготовительный – планирование.
- Разработка тематического планирования мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини- музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки, и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
- Определить перспективы создания мини-музея и разработать алгоритм по его созданию (как в группах, так и в самом ДОУ) :
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Второй этап, практический - создание мини-музеев. (Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге. Оформление мини-музея.) Месторасположение мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и функциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
Третий этап, презентационный – представление мини-музея.
На этом этапе проходят презентации мини-музея. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.
Четвертый этап, деятельностный. (Функционирование мини-музеев).
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеем, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.
В ходе бесед с детьми было выяснено, что не все дети были в музее, По результатам анкетирования родителей мы узнали, что не все родители считают нужным водить детей в музеи.
Мы решили, что создание мини музея в ДОУ, поможет детям сориентироваться в мире культуры, расширить их представления и знания об окружающем мире. Экскурсия по мини-музею обогащает образовательный процесс, служит дополнительным средством передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики,
Мини-музей «Русская изба»
Музей расположен в отдельном помещении. Имеет постоянную экспозицию, которая не исключает интерактивности за счет смены экспонатов и тематических выставок («Народные промыслы», «Гжель», «Хохлома». «Чудеса из дерева», «Игрушки Народных Умельцев»)
Профиль музея : художественно-эстетическое и нравственное воспитание
Виды экспонатов: предметы народных промыслов, хохломская роспись, гжель, тряпичные куклы разных видов, выполненные в разной тематике, дымковские игрушки, богородские игрушки, поделки детей, глиняные изделия, деревянные изделия, ложки расписные, альбомы по народным промыслам, предметы быта как настоящие, так и их имитация.
Цель: воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи:
Через декоративно-прикладное искусство знакомить детей с историей и народными традициями;
Приобщать дошкольников к художественным ценностям;
Учить детей видеть красоту предметов народного творчества;
Духовно-нравственно развивать, формировать патриотические чувства детей;
Воспитывать у детей интерес к культурным ценностям своего народа, гордость за свой народ.
Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
(Слайд №9)Формы (методы) работы с детьми:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Предполагаемые результаты реализации технологии музейной педагогики
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
• Проявление увлеченности, эмоциональности в процессе экскурсии
• Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения музея
• Выражение собственного мнения
• Умение самостоятельно рассказать об экспонате в музее
Подводя итоги своего выступления, можно сделать следующие выводы:
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
культурно просвещает;
обучает знаниям;
воспитывает личность;
всесторонне развивает;
организует события и объединяет людей;
разрабатывает эффективные методологии;
диагностирует состояние общества и культуры.
Обогащается и расширяется предметно-развивающая среда ДОУ и воспитательно-образовательного пространства.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.