Ольга Минакова
Презентация «Музей русской народной деревянной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музей русской народной деревянной игрушки
• Цель: дать детям представление о разнообразии промыслов по изготовлению русских народных деревянных игрушек
• Задачи:
1. Формировать интерес к русским народным игрушкам
Публикация «Презентация „Музей русской народной деревянной игрушки“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
2. Познакомить с историей создания народной игрушки, особенностями разных промыслов
3. Расширить словарный запас названиями промыслов
4. Воспитывать бережное отношение к игрушке, труду народных мастеров
Содержание:
1. Цель, задачи
2. Богатство русского леса
3. Деревянная Русь
4. Инструменты мастеров
5. Резчики деревянных игрушек
6. Богородская игрушка
7. Полхов-Майданская игрушка
8. Федосеевская игрушка
9. Городецкая игрушка
10. Семёновская игрушка
11. Ярмарка
12. Наши дни
13. Музеи народного творчества
14. Используемая литература
Ход занятия
Давным-давно, когда еще не выросли мои дедушка и бабушка, и еще раньше, наша родина называлась Русь. Люди на Руси жили просто, у них не было умных машин, электричества.
5 слайд:
Часто наши предки жили рядом с лесом. Богатство леса давало людям возможность добывать пищу, строить жилище, обогреваться. Главным материалом для строительства на Руси издавна было дерево.
6 слайд:
Из дерева строили дома. Как назывался деревянный дом на Руси? (Изба) В избе была деревянная мебель, стол, лавки, посуда, люлька для ребенка.
7 слайд:
Как назывались люди, которые строили избы? (Плотники, столяры) Вручную эти мастера занимались строительством и украшением своих домов. Какие из инструментов на этой картинке вы знаете? (рубанок, шило, клещи, молоток)
8 слайд:
Инструменты были самыми простыми, но люди старались улучшать свое мастерство и становились известными резчиками. К таким мастерам приходили ученики, долго учились, чтобы стать умельцами. Из чурок мягких пород дерева они вырубали топором основные формы будущих игрушек. Дерево – это крепкий материал, его легко можно украшать резьбой или красками. В такие игрушки дети могли играть много лет, передавая от старшего к младшему.
9 слайд:
В разных местах, где жили люди, появлялись свои особенные игрушки. В селе Богородском вырезали курочек на подставке, медведей, зайцев, то есть тех животных, которые жили в лесу и были знакомы детям. Чтобы позабавить малышей, фигурки делали подвижными. Потяни за подставку, и застучат фигурки молоточками, задвигают лапками. Они не были покрыты краской, но украшались резным узором.
10 слайд:
В селе Полховской Майдан в Нижегородской области вырезали матрёшек, грибы, свистульки, щедро расписывали цветами, сочными красками.
11 слайд:
В деревне Федосеево, близ города Семёнова, вырезали игрушки «балясы», забавные, весёлые. Они сколочены из дощечек, в ярко-жёлтый цвет раскрашены, украшены алыми цветами, простым узором.
12 слайд:
В городе Городец мастера ярко расписывали свои жилища (двери, ворота). Игрушки украшали яркими букетами на цветном фоне. Здешние мастера делали коньков с повозками, ставили на колёса, каталки.
13 слайд.
В городе Семёнов, близ Сергиева Посада, мастера вытачивали многоместные матрёшки. Стоит Матрёна с большим ярким букетом, а край разноцветного платка украшен бутонами, чтобы цветы выделялись, их обводят чёрной краской.
14 слайд:
Ребята, где ваши родители делают покупки? (в магазине) А на Руси не было таких магазинов. Люди по праздничным дням съезжались со всех деревень в город на ярмарку. Там продавали свои изделия, покупали нужный товар. Так игрушки из разных мест разъезжались по всей Руси.
15 слайд:
В наше время вы тоже играете с матрёшками, свистульками. А где же их делают? (на фабрике) Да, чаще всего деревянные игрушки изготавливают на фабрике, помогают людям станки, современные инструменты, а роспись чаще всего остается ручная, сохраняя традиции наших предков. Но есть еще мастера, которые сами вырезают фигурки, расписывают их и продают на рынках.
16 слайд:
В сёлах и городах, в которых зарождались игрушки, в наше время есть музеи, где можно посмотреть старинные изделия. Если вы будете путешествовать с семьей, обязательно загляните в такие интересные музеи. (Музей игрушки в Сергиевом Посаде)
Заключение
1. У детей повысился интерес к истокам русской народной культуры.
2. Появились базовые представления о народном прикладном творчестве, о видах декоративного искусства.
3. Формируется умение восстанавливать связи между настоящим и прошлым нашей культуры.
Используемая литература
1. «Музей в детском саду» Н. В. Микляева, Н. Ф Лагутина. Сфера, 2011г.
2. «Музейная педагогика» под р.
А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. Сфера, 2006г.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полхов-Майданская_роспись
5. http://www.rukukla.ru/article/9g9/Fedoseevo_Semenovo