Лилия Кашафутдинова
Пособие «Математический кейс» для детей с ОВЗ 4–7 лет «Ориентировка в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Учебно- методическое пособие «Математический кейс». Раздел «Ориентировка в пространстве».
Направленность. Познание окружающего мира и развитие психических процессов.
Предпосылки. Обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.
Вид. Учебно- методическое пособие.
Публикация «Пособие „Математический кейс“ для детей с ОВЗ 4–7 лет „Ориентировка в пространстве“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья 4-7 лет (для всех видов нарушений в развитии детей).
Продолжительность: октябрь 2021 г. – март 2022 г.
Актуальность.
Вопросы оказания специальной помощи детям с ОВЗ остаются актуальными для педагогической практики и в настоящее время недостаточно методических разработок в области коррекционно- развивающего обучения.
Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на ООД для воспитанников, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Коррекционная работа ставит своей целью исправления, присущих детям с ОВЗ недостатков, путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Педагогические приёмы позволяют ослабить или преодолеть дефекты ребёнка, сформировать новые положительные качества.
Работа дефектологов направлена на развитие психических процессов. Психическое развитие ребёнка тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, привлекательного, яркого, отвечающего современным требованиям ФГОС ДО.
Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения, направленное на ориентировку в пространстве при развитии элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ, которые могли бы повысить качество математической подготовленности к школе.
С этой целью я разработала методическую разработку математический кейс по РЭМП, раздел «Ориентировка в пространстве», где собраны и представлены различные дидактические игры и пособия. Содержание этих игр предусматривает развитие внимания, сосредоточенности, познавательной активности, коммуникативных способностей детей с ОВЗ от 4 до 7 лет с учетом их индивидуальных возможностей.
Новизна материала : новизна материала заключается в комбинировании известных методик, посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата.
Преимущество дидактического материала заключается в практическом аспекте.
Значимость для решения конкретных педагогических задач:
Практическая значимость состоит в том, что были разработаны развивающие игры с применением элементов кейс-технологии
Кейс – метод развивает :
1. Умственные, сенсорные и речевые способности.
2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. Практические умения.
5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Цель: Реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, коррекции психических процессов; повышение творческой активности педагогов ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления об окружающем мире, о его действительности по теме;
- развивать познавательный интерес, активность, совершенствовать понимание пространственных отношений;
- совершенствовать умения освоения ребенком собственного тела, ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку, ориентироваться по основным пространственным направлениям, пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
Воспитательные:
- формировать настойчивость и целеустремлённость;
- воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу;
- прививать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.
Коррекционные:
- развивать зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать навыки полисенсорного восприятия предметов;
- развивать моторику, воображение, мышление;
- развивать коммуникативные навыки, расширять и обогащать словарный запас детей;
- формировать умение закрашивать и штриховать изображения, обводить изображения по точкам.
Описание пособия :
«Математический кейс» - представляет из себя переносной тканевый чемодан, размером 58: 58:18 см.
В нем содержатся дидактические игры и материалы для детей направленные на развитие элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира - ориентировке в пространстве.
В кейсе живёт герой мультфильма - кот Матроскин, который помогает игровой и занимательной форме обучить детей пространственным отношениям и помочь им решить поставленные дидактические задачи.
Длительность одной игры составляет 10 - 20 минут.
Этапы работы:
I этап – подготовительный (октябрь - ноябрь) :
создание необходимых условий - изучение методической литературы, подбор материалов для изготовления учебно – игрового пособия, дидактических игр т. д.
II этап – формирующий (творческий) (декабрь - февраль) : изготовление учебно – игрового пособия, дидактических игр и др. пособий, составление картотеки дидактических игр из кейса.
III этап – заключительный (март) : проведение диагностического наблюдения, подведение итогов, оформление итоговых материалов, подготовка к презентации.
Презентация учебно-игрового пособия «Дидактический кейс».
Ожидаемый результат:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- развитие внимания, произвольности, памяти, зрительно-пространственного восприятия, речи, пространственного мышления, графомоторных навыков;
- развитие познавательной и мыслительной активности;
- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности.
Формы работы: дидактические игры, упражнения, задания, картинки, схемы, разрезные картинки, рисунки, фото-иллюстративный материалы, мультимедиотека по теме.
Основные достоинства:
- развивающая направленность - предназначен для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального и т. д.
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
- доступность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- возможность пополнения демонстрационного материала;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- возможность использования пособия в различных видах игр, методах и
формах при работе с детьми;
- возможность использования родителями для развития детей.
Подводя итоги по использованию дидактического материала по познавательному развитию детей в возрасте 4-7 лет с ОВЗ, можно сделать следующий вывод: диагностические наблюдения по использованию дидактического материала показало эффективность проводимой работы по обучению детей в возрасте 4-7 лет с ОВЗ. Выявленное процентное соотношение демонстрирует положительные результаты.
Список рекомендованной литературы:
1. Долгоруков, А. Методcase-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Со-вет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников.
4. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием
6. Столяр А. А. Давайте поиграем
7. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс-технологий в учебном процессе.
Интернет источники:
1. Международный образовательный портал «Maam.ru» https://www.maam.ru
2. Сайт «ИНФОУРОК» ведущий образовательный портал Рос-сииhttps://infourok.ru/keys-metod-na-uroke-matematiki-2576523.html
3. Сайт «ЗНАНИО»
https://znanio.ru/media/didakticheskoe_posobie_matematicheskij_kejs_dlya_detej_doshkolnogo_vozrasta-183663
4. Сайт «Мультиурок» https://infourok.ru/keys-metod-na-uroke-matematiki-2576523.html