Римма Салимзянова
Кружковая работа «Юные чтецы» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Современные дети стихов учат мало, а учителя и родители жалуются, что у детей плохая память. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада, конечно же, предусматривается заучивание стихов, но в малом количестве. В данной кружковой работе объем стихотворений для заучивания равен – 1 в неделю, соответственно 4 в месяц.
Публикация «Кружковая работа „Юные чтецы“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактическим материалом в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Цель: Развивать произвольную память и у детей старшего дошкольного возраста на основе заучивания стихотворений путем овладение мнемотехникой.
Задачи:
Обучить детей мнемотехнике
Учить заполнять схему - модель как план пересказа
Формировать интерес к художественной литературе
Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление
Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность и
творческую активность при создании мнемотаблиц
Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную
речь.
Срок реализации программы один учебный год, который включает 35 занятий в год, 1 раз в неделю: для детей 6-7 лет – 35 минут.
Предполагаемый результат
1. Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.
2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.
3. Повышение интереса к заучиванию стихов.
Суть мнемотехники: Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Использованная литература:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.
4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. : Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов /
Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.