Лучший педагог года

Коррекционные часы — важная часть логопедической работы

Ирина Товстик
Коррекционные часы — важная часть логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционные часы – важная часть логопедической работы

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Публикация «Коррекционные часы — важная часть логопедической работы» размещена в разделах

При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе всего педагогического коллектива: воспитателей, специалистов детского учреждения и родителей.

Слайд

Роль специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния на коррекционный процесс.

Слайд

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Слайд

Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка. Слайд

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т. д.

Слайд

Одним из условий успешного преодоления речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и воспитателя. Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим с учётом лексических тем, пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует грамматическую правильность речи в течение всего времени общения с ними. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования.

Слайд

Воспитатель логопедической группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных :

• Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью; • Хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив; • Постоянное совершенствование у детей артикуляционной, пальцевой и общей моторики, также связанной с речевой функцией.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда по 3-5 минут в любое свободное время. Пальчиковая гимнастика служит хорошим и полезным отдыхом в середине занятия

. Слайд

• Систематический контроль за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, и грамматической правильностью речи; • Закрепление (автоматизация) у детей поставленных звуков по заданию логопеда;

Фамилии детей, задания, результаты занятия отражаются в специальной тетради, которая заполняется ежедневно;

• Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

• Целенаправленная активизация отработанной лексики;

Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда) воспитатель имеет возможность многократно активировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

Слайд

• Совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи, использование пословиц, загадок; • Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; • Формирование диалогической и монологической форм связной речи; • Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

• Закрепление навыков чтения и письма;

• Развитие у детей внимания и всех видов памяти - процессов, тесно связанных с речью (зрительной, слуховой, вербальной) в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Следует помнить, что для успешной коррекционной работы :

Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.

Слайд

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, воспитатель не должен:

• Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не

поставленными у него звуками.

• Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

• Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Слайд

Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, является проведение воспитателем в утренний отрезок времени перед завтраком и во второй половине дня, как правило, после полдника, коррекционного часа (логопедического часа) по заданию логопеда.

Слайд

Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью за-

крепления или отработки трудноподдающихся коррекции звеньев речи ребенка с ОНР. Существует ряд требований к проведению кор часа.

Слайд

Требования к подготовке и проведению коррекционного часа :

1. Коррекционное занятие вносится в календарный план работы;

2. Раздаточный материал готовится воспитателем заранее;

3. Заранее планируются:

• индивидуальные задания, направленные на коррекцию имеющихся отклонений в речевом развитии детей;

• задания, связанные с расширением и обогащением словаря;

• физкультминутки.

4. Воспитанники рассаживаются так, чтобы дети видели воспитателя, а воспитатель - каждого ребёнка.

Слайд

Коррекционный час проводится ежедневно!

Длительность коррекционного (подгрупповое) логочаса во второй половине дня - 30 мин., индивидуального (утром) - от 5 до 15 мин.

Слайд

Примерная структура коррекционного часа :

1. Организация (психогимнастика)

Слайд

2. Фронтальная работа

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи. (Из тематической папки) (5 мин.).

На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой.

Физкультминутка (2 мин.)

Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики

Слайд

3. Индивидуальная работа • Произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

• Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов на закрепляемый звук с отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения.

• Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

«Покажи (скажи, кто это?», «Угадай по звуку», «Где звучит?», «Кто позвал?»

«Цепочка слов», «Отгадай слово по первым буквам», «Какой одинаковый звук есть во всех словах?»….

• Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

При проведении данной работы обязательно учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления он находится.

Слайд

В течение одного коррекционного часа берутся от 3 до 7 детей.

Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на

мелкую моторику.

Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей. Примерно 70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации логопеда).

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекциооной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.

Слайд

Хорошо, если воспитатель логопедической группы умело использует различные методы и приемы правильного звукопроизношения.

Слайд

Во-первых, воспитатель должен знать комплекты артикуляционных упражнений и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.

Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:

• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;

зрительный: на себе, на детях, на схемах;

слуховой: утрированное произношение того или иного звука;

• тактильный;

В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.

Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.

Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физмитутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.

Слайд

После проведения коррекционного часа воспитатель в «тетради взаимодействия» пишет краткий учет работы, указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось.

Слайд

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Привить любовь детей к чтению — важная задача взрослогоПривить любовь детей к чтению — важная задача взрослого «Привить любовь детей к чтению – важная задача взрослого». Егорова Надежда, Ст. воспитатель МБДОУ БГО Детского сада №16 комбинированного.

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 2 часть Январь Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы» Тема: Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Лексико -грамматические задания.

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 1 часть Сентябрь Лексическая тема: «Улетает наше лето» Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему: «Летние истории» Программное содержание:.

Презентация «Коррекционные игры «Цвет как один из основных признаков предмета» В стандарте дошкольного образования сказано, что для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия.

Коррекционные игры для детей младшего дошкольного возраста Коррекционные игры для детей младшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений и игр для ранней профилактики.

Коррекционные игры для обидчивых детей. Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Эссе «Очень важная на свете, любимая работа» Я, наверное, очень счастливый человек, ведь у меня лучшая работа в мире. Работа, которая каждый день убеждает меня в том, что я живу не.

Эссе «Важная профессия» Важная профессия Все начиналось в тяжелые послевоенные годы, в далеком 1948 г., когда в небольшом белорусском городке Жодино Минской области.

Важная сторона психологической готовности к школе ребёнка 6–7 лет Эмоционально-волевая готовность. • способность управлять своим поведением • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок •.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционные часы — важная часть логопедической работы
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 20:12
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционные часы — важная часть логопедической работы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Товстик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД