Елена Давыдова
Коррекционные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные игры для детей младшего дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений и игр для ранней профилактики нарушений речевого развития ребенка - упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата, развития тонкой моторики пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Публикация «Коррекционные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Артикуляционную гимнастику разучивайте перед зеркалом. Предложите ребенку копировать ваши движения. Ребенок не должен делать лишних движений: округлять глаза, поднимать плечи, совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться. Каждое движение повторять не более 10 раз.
Упражнение 1 «Рыбка»
Широко открываем и закрываем рот.
Ротик рыбка открывает,
Что-то нам сказать желает.
Упражнение 2 «Слоник»
Вытягиваем губы трубочкой.
Хобот вытянув вперед,
Слон из речки воду пьет.
Упражнение 3 «Улыбнись»
Обращаемся к ребенку: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. К нам пришла киска в гости! Мы рады ей! Улыбнись, покажи зубки. Киска спряталась. Мы тоже спрячем свои зубки, закроем их губами. Киска показалась, улыбаемся ей».
Повторяем игру 3-4 раза, следите, чтобы ребенок улыбался естественно, без напряжения. Зубы не сжимались, а были спокойно сближены.
Упражнение 4 «Киска»
Рот открыт, губы в улыбке. Широким краем языка «облизываем» блюдце. Следите, чтобы язык был все время широким. Упражнение выполняем 6-8 раз.
Мы поможем киске
Облизать всю миску.
Упражнение 5 «Лягушка»
Выставите широкий язык, следите за тем, чтобы он не дрожал.
На обед себе лягушка
Ловит комара и мушку.
Упражнение 6 «Мишка-сладкоежка»
Широким языком облизываем верхнюю, а затем нижнюю губу.
Мой мишутка любит мед,
Как увидит, так лизнет.
Упражнение 7 «Обезьянка»
Улыбаясь, произносим «пя-пя-пя», зажимая губами широкий кончик языка.
Обезьянка-озорница
Может целый день дразниться.
Упражнение 8 «Белочка»
Дотрагиваемся кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки.
А у белки за щекой
Орешек круглый и большой!
Упражнение 9 «Лошадка»
Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряется, то замедляется.
Пальчиковая гимнастика.
Установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Расскажите ребенку стихотворный текст пальчиковой гимнастики, а он с удовольствием будет показывать пальцы и повторять последнее слово строчки. Через некоторое время ребенок сам научиться проговаривать слова, приглашая поиграть вместе с ним.
Семья.
На моей ладошке,
Пальчиков немножко.
(Показываем раскрытую ладошку).
Самый главный и большой –
Это папа мой родной.
(Показываем большой палец).
Рядом указательный –
Мама обязательно.
(Показываем указательный палец).
А за ним и средний -
Дедушка усердный.
(Показываем средний палец руки).
Безымянный – бабушка,
Что печет оладушки.
(Показываем безымянный палец).
И мизинчик маленький,
Это я – удаленький.
(Показываем мизинчик).
Сколько пальцев у меня,
Это вся моя семья!
(Все пальчики раскрываем).
Золушка
Положите в одно блюдце горох, фасоль и рис. Предложите ребенку выбрать все горошины. Затем предложите выбрать фасоль.
Поиграйте с ребенком: он должен с закрытыми глазами угадать, что это?
Я крупу перебираю –
Золушке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Горошки
Яркие горошки
Подержу в ладошках.
Каждым пальцем покатаю,
Захочу, пересчитаю –
Пальчики – ладошки!
Карандаш
Покатайте между пальцами одной руки или между ладошками шестигранный карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Листья
Хорошо порой осенней
Нам по улице гулять.
(Шагаем пальцами).
Но опавшие листочки
Жаль нельзя пересчитать
(Наклоняемся в стороны).
Красный, желтый, золотой
На земле лежат гурьбой.
(Загибаем пальцы на правой руке).
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем их считать.
(Загибаем пальцы на левой руке).
Разметал их ветер сильный –
Нам с начала начинать.
(Разводим руки в стороны).
Торт
Дружно тортик испечем,
Тесто венчиком взобьем.
(Сжимаем – разжимаем пальчики,
Как будто взбиваем тесто).
Смажем две лепешки круглых
И положим друг на друга.
(Круговые движения ладошками
по плоскости стола).
Крема много положили
И насыпали ванили.
(«Сыплем» пальчиками обеих рук).
Чашки с чаем наливай,
Другу тортик предлагай.
(Разводим руки в стороны).
Веселые зверушки
Как у леса на опушке
Появилась вдруг избушка.
(Показываем руками уголок крыши).
И веселые зверушки
Поселились сразу в ней.
(Два пальца правой и левой руки
поднимаем вверх – вниз (ушки зайчиков);
ласково кладем руки на щечки друг другу).
Они любят звать гостей,
(Разводим руками в стороны).
В дверь стучись – «тук – тук» скорей.
(Стучим кулачком о ладошку).
Используемая литература:
1. Логопедические игры для малышей / Анна Кирий. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/ Д: Феникс, 2014.
2. Основы логопедии. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева